... > Экономика природопользования > Критерии оценки инструментов...

Критерии оценки инструментов экологической политики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Инструменты прямого регулирования Косвенное регулирование характеризуется следующими преимуществами главными недостатками являются
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Экологическая политика применяет инструменты как прямого, так и косвенного регулирования.

Инструменты прямого регулирования — непосредственное воздействие на поведение индивидов при помощи моральных, правовых и других социальных норм.

Косвенное регулирование — метод, который опирается на экономические стимулы. Оно включает методы негативной мотивации, предполагающие изъятие части дохода субъектов, нарушающих экологические нормы, и методы позитивной мотивации, предполагающие вознаграждение субъектов, соблюдающих экологические нормы и занимающихся природоохранной деятельностью.

Каждая из двух указанных групп инструментов эколого-экономического регулирования имеет свои достоинств и недостатки.

Прямое регулирование характеризуется следующими преимуществами:

  • установленные и доведенные до сведения предприятий и домашних хозяйств меры нормативно-правового и административно-контрольного регулирования служат достаточно действенным инструментом достижения целевого качества окружающей среды;

  • соблюдение установленных норм легко контролировать органам государственного управления.

Его главными недостатками являются:

  • способность тормозить инновационный процесс;

  • отсутствие гибкости в принятии экологических решений.

К преимуществам косвенного регулирования принято относить то, что его меры:

  • формируют устойчивые стимулы к сокращению загрязнения окружающей среды, в том числе посредством инноваций;

  • обеспечивают гибкость механизма эколого-экономического регулирования;

  • создают условия для самостоятельного выбора предприятиями стратегии природоохранной деятельности;

  • посредством механизма ценообразования способствуют сохранению природных ресурсов для будущих поколений;

  • обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования.

Его типичными недостатками являются:

  • сложность точного установления начального уровня платы за эмиссию загрязняющих веществ и связанная с этим непредсказуемость конечного результата природоохранной деятельности;

  • высокая чувствительность к инфляции, требующая постоянной корректировки размеров платежей;

  • риск снижения конкурентоспособности продукции национального производства на международных рынках вследствие роста совокупных природоохранных издержек.

При выборе инструментов экологической политики используются следующие критерии:

  1. Экономическая эффективность. Поскольку экологическая политика требует расхода ресурсов и ведет к потерям ВНП, необходимо стремиться к минимизации издержек на ее реализацию.

  2. Информационное обеспечение. Необходимо учитывать, какой вид информации требуется, в каком объеме эта информация может быть технически обеспечена и сколько она будет стоить.

  3. Издержки управления. Нужен учет расходов на экологический мониторинг и другие формы контроля за применением инструмента экологической политики.

  4. Взаимосвязь с другими видами политики. Следует помнить о взаимодействии и взаимовлиянии различных видов политики, в том числе экономической, а также учитывать наличие оппозиции экологическим решениям со стороны отдельных политических кругов (как правило, промышленных лобби). Например, решение о введении или увеличении экологического налога несовместимо со стимулирующей фискальной политикой.

  5. Временной лаг. Здесь учитывается разрыв во времени между принятием решения о применении инструмента экологической политики и получением ожидаемого результата. Степень реакции субъектов экономики на отдельные меры экологического регулирования может быть самой разной.

  6. Степень серьезности экологической проблемы. Если проблема считается очень серьезной (например, существует угроза здоровью и жизни людей), то можно пренебречь критерием экономической эффективности.

  7. Тип проблемы. В зависимости от того, о каких объектах и подсистемах окружающей среды идет речь, применяются различные комбинации инструментов экологической политики.