Критерии оценки инструментов экологической политики
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Экологическая политика применяет инструменты как прямого, так и косвенного регулирования.
Инструменты прямого регулирования — непосредственное воздействие на поведение индивидов при помощи моральных, правовых и других социальных норм.
Косвенное регулирование — метод, который опирается на экономические стимулы. Оно включает методы негативной мотивации, предполагающие изъятие части дохода субъектов, нарушающих экологические нормы, и методы позитивной мотивации, предполагающие вознаграждение субъектов, соблюдающих экологические нормы и занимающихся природоохранной деятельностью.
Каждая из двух указанных групп инструментов эколого-экономического регулирования имеет свои достоинств и недостатки.
Прямое регулирование характеризуется следующими преимуществами:
установленные и доведенные до сведения предприятий и домашних хозяйств меры нормативно-правового и административно-контрольного регулирования служат достаточно действенным инструментом достижения целевого качества окружающей среды;
соблюдение установленных норм легко контролировать органам государственного управления.
Его главными недостатками являются:
способность тормозить инновационный процесс;
отсутствие гибкости в принятии экологических решений.
К преимуществам косвенного регулирования принято относить то, что его меры:
формируют устойчивые стимулы к сокращению загрязнения окружающей среды, в том числе посредством инноваций;
обеспечивают гибкость механизма эколого-экономического регулирования;
создают условия для самостоятельного выбора предприятиями стратегии природоохранной деятельности;
посредством механизма ценообразования способствуют сохранению природных ресурсов для будущих поколений;
обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования.
Его типичными недостатками являются:
сложность точного установления начального уровня платы за эмиссию загрязняющих веществ и связанная с этим непредсказуемость конечного результата природоохранной деятельности;
высокая чувствительность к инфляции, требующая постоянной корректировки размеров платежей;
риск снижения конкурентоспособности продукции национального производства на международных рынках вследствие роста совокупных природоохранных издержек.
При выборе инструментов экологической политики используются следующие критерии:
Экономическая эффективность. Поскольку экологическая политика требует расхода ресурсов и ведет к потерям ВНП, необходимо стремиться к минимизации издержек на ее реализацию.
Информационное обеспечение. Необходимо учитывать, какой вид информации требуется, в каком объеме эта информация может быть технически обеспечена и сколько она будет стоить.
Издержки управления. Нужен учет расходов на экологический мониторинг и другие формы контроля за применением инструмента экологической политики.
Взаимосвязь с другими видами политики. Следует помнить о взаимодействии и взаимовлиянии различных видов политики, в том числе экономической, а также учитывать наличие оппозиции экологическим решениям со стороны отдельных политических кругов (как правило, промышленных лобби). Например, решение о введении или увеличении экологического налога несовместимо со стимулирующей фискальной политикой.
Временной лаг. Здесь учитывается разрыв во времени между принятием решения о применении инструмента экологической политики и получением ожидаемого результата. Степень реакции субъектов экономики на отдельные меры экологического регулирования может быть самой разной.
Степень серьезности экологической проблемы. Если проблема считается очень серьезной (например, существует угроза здоровью и жизни людей), то можно пренебречь критерием экономической эффективности.
Тип проблемы. В зависимости от того, о каких объектах и подсистемах окружающей среды идет речь, применяются различные комбинации инструментов экологической политики.