Основные направления охраны атмосферы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Направления охраны атмосферы:
Правовое регулирование (разработка и принятие законопроектов о охране атмосферы);
Организационное регулирование (мониторинг и нормирование уровня загрязнения воздуха; контроль за охраной и состоянием воздушного бассейна);
Экономическое регулирование (выплаты за выбросы в атмосферу и за потребление атмосферного воздуха для производственных целей; предоставление налоговых и кредитных льгот; возмещение ущерба);
Техническое регулирование (санитарно-технические мероприятия).
Существует экологический налог для регулирования эмиссий парниковых газов, в первую очередь, диоксида углерода (СО2). В мировой практике применяется три варианта такого налога: налог на бензин, налог на БТЕ и налог на углерод.
Налог на бензин – самый распространенный из указанных видов налога, которым облагается каждый галлон потребляемого бензина, который содержит углерод и при его сгорании выделяется СО2. При налогообложении бензина его рыночная цена возрастает, тем самым сдерживая его потребление и стимулируя использование более безопасных для окружающей среды видов топлива.
Однако налог на бензин не может претендовать на роль универсального регулятора эмиссий СО2. Он может применяться лишь в отношении тех источников загрязнения, которые используют в качестве топлива именно бензин. Однако такие источники составляют относительно небольшую часть эмитентов СО2. Налог не распространяется на более крупных эмитентов, потребляющих в качестве топлива уголь или нефть. Кроме того, он возлагает слишком большое бремя на некоторые сегменты экономики (например, на сельское хозяйство или железнодорожный транспорт).
Налог на БТЕ – это налог на содержащуюся в топливе тепловую энергию, измеренную в британских тепловых единицах (1 БТЕ ~1060 Дж).
Налогом на углерод облагается топливо в зависимости от содержания в нем углерода. Несмотря на различия в налоговых базах, оба этих налога стимулируют экономию топлива и энергосбережение путем повышения цен.
Налог на углерод имеет более узкую сферу применения, поскольку им облагается только топливо, которое содержит углерод. Поскольку эмиссии СО2 прямо пропорциональны содержанию углерода в топливе, данный налог считается наиболее подходящим инструментом регулирования этих эмиссий. Налог на углерод изменяет относительные цены на топливо и теоретически способен повысить цену ископаемых топливно-энергетических ресурсов до уровня предельных издержек, включающих предельный ущерб от сжигания топлива.