... > Этика и эстетика > Альтруизм и гуманизм....

Альтруизм и гуманизм. Исторические перспектив гуманизма

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

процесс секуляризации логика либерализма Капитал консерватизм — либерализм — социализм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Первый этап реализации проекта глобализации человеческого мира прокладывал себе дорогу несколькими путями: иудейским (протопроект), западно-христианским и восточно-христианским, исламским. Они объединялись так называемой авраамической традицией. Но и восточная версия реализации этого этапа глобализации, более древняя и устойчивая, менее агрессивная и напористая, выполняла те же функции консолидации человечества (его разрозненных племен) вокруг локализованного — культурно и географически — религиозного центра.

Второй этап в реализации глобализационного проекта нашей эры выступил прямым продолжением первого. Им стал процесс секуляризации и выхода на безрелигиозный, политико-правовой уровень консолидации глобализационного процесса. Это прежде всего фундаментальная логика либерализма во всемирной истории. Именно он расчистил завалы феодальной эпохи и пробудил народы от патриархального чванства, заложил основы буржуазного развития и гражданского общества как универсалий современной культуры. Капитал стал главным фактором глобализации человека и человечества. Он стал действительным культом, отчуждавшим от человека всеобщность труда в форме конкретной власти его мертвых продуктов. И все для того, чтобы высветить своим отраженным светом конечную вершину глобализационного восхождения — величие деятельностного начала в человеке. Эта перевернутая пирамида капитала должна была рано или поздно встретиться с восходящей пирамидой созидающей деятельности человека. И это действительно произошло на следующем этапе реализации глобализационного проекта.

Третий этап характеризовался процессом социализации труда и капитала и выходом на прикладной социально-экономический уровень реализации глобализационного проекта. На этом уровне объединяется сам способ жизнедеятельности различных народов мира в единый хозяйствующий комплекс, подчиняющий в обозримой исторической перспективе стихийный механизм поляризации бедности и богатства сознательной воле объединившегося человечества. Такова фундаментальная роль социализма во всемирной истории. Именно он обозначил тупики бесконтрольной капитализации мира и размывания ценностных ориентиров человека. Именно он довел алгоритмы либеральной глобализации до логического конца, указав на недостатки формальной демократии и необходимость действительной консолидации людей на основах социальной демократии. Человек деятельный, или человек, творящий мир, занял место былых культов, но не для того чтобы почивать на лаврах, а культивировать в себе и вокруг себя актуальное присутствие «божественного», некогда запертого в храмах и прикованного к иконостасу. Первые эпатирующие формы этого нового этапа глобализации, связанные с жесткой формой русской социальной революции ХХ века, никого не могут сбить с толку, как никого уже не смущают жесткие формы французской буржуазной революции конца XVIII века, открывшей историческую доминанту либерализма. Обе эти революции носят знаковый всемирно-исторический характер, расширяющий горизонты глобализации, ее второй и третий этапы. Эта направленность макроисторического развертывания глобализационного проекта нашей эры остается в силе и в начале XXI века, начале третьего тысячелетия, несмотря на видимое отступление социальной идеи.

Таким образом, фундаментальная линия восхождения человечества в рамках объективного процесса глобализации и гуманизации характеризуется тремя историческими и логическими этапами: консерватизм — либерализм — социализм.