... > Этика и эстетика > Автономизм и гетерономизм...

Автономизм и гетерономизм и проблема гуманизма. Проблема возникновения морали

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Философия морали Мораль Происхождение морали Автономизм гетерономизм проблема гуманизма гетерономический деонтологизм Эрих Фромм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Философия морали — это область размышлений, предметом которой является не только мораль и ее теория — этика как весьма отдаленный предмет, но и нормативная и описательная этика или нравственность как более понятный, а значит и более близкий предмет.

Ее называют также критической этикой или метаэтикой. Философия морали сосредоточивает свое внимание на определенной сфере человеческой действительности и человеческой жизни. Она включает в себя мораль, философскую рефлексию о ней — этику, а также методологию этики или метаэтику.

Мораль (нравственность) (лат. Moralis — нравственный, mores — нравы) — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.

В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами формами регуляции (правовая, религиозная и др.),

Происхождение морали. Автономизм и гетерономизм и проблема гуманизма. Если принять в качестве критерия классификации источник моральной обязанности, то можно отличать авторитарные этики от гуманистических. Для первых характерен так называемый гетерономический деонтологизм, т.е поиски источника морального обязательства в авторитете, внешнем по отношению к человеческому индивиду. Этот авторитет решает, что есть добро и что — зло, и устанавливает нормы поведения. В этиках данного типа человек не является дарителем норм, а лишь их адресатом. Измена норме представляет собой на почве авторитарной этики суть морального зла. Единственным достоинством, как отмечает Эрих Фромм, является повиновение, а неповиновение — единственная безнравственность. Непростительной ошибкой или грехом в авторитарной этике является бунт, подвержение сомнению прав авторитета в отношении установления норм и нарушение аксиом, которые якобы были установлены в интересах всех индивидуумов. Даже если человек согрешит, принятие им наказания и чувство виновности вернут его к Добру, потому что таким образом он соглашается с преимуществом авторитета.

Гуманистические этики основаны на следующем принципе Добро — это то, что служит человеку как индивидууму и как виду, причем сам человек различает (хотя и не всегда удачно!), что для него является добрым, и соответственно этому познанию формирует свои нормы поведения. Характеризующаяся автономным деонтономизмом гуманистическая этика имеет антропоцентрические основания восходящие еще ко временам античности — «человек- это мера всех вещей», «гуманность составляет для человека высшую ценность». Моральные оценки имеют значение лишь по отношению к человеческому существованию и в нем находят свои корни.