1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ЭТИКА И ЭСТЕТИКА >
  4. БИОЭТИКА. ПРОБЛЕМА ЭВТАНАЗИИ

Биоэтика. Проблема эвтаназии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

проблема эвтаназии Либеральный подход Консервативный подход Биоэтика эвтаназия
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Задача прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов по отношению к конкретным ситуациям с учетом специфики жизнедеятельности людей. Прикладная этика получила мощный импульс к развитию в ХХ в., что связано с динамизмом общественной жизни и возникновением новых ценностей. Круг проблем данного раздела достаточно широк, но особую актуальность в последнее время приобретают биоэтика, экологическая этика, а также проблемы, связанные с виртуальной реальностью.

Биоэтика — сфера междисциплинарных исследований, касающаяся нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.

Формирование и развитие биоэтики связано с процессом трансформации медицинской этики, что обусловлено вниманием к правам человека (пациента) и возникновением новых медицинских технологий, которые способствуют возникновению множества проблем, требующих юридического и морального регулирования. Одной из них является проблема эвтаназии.

Термин «эвтаназия» образован от греческих слов eu — «хорошо» и thanatos — «смерть» и буквально означает «хорошая смерть».

В современном понимании данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, который приводит к быстрой и безболезненной смерти безнадежно больного человека, с целью избавить его от страданий и боли. В решении проблемы эвтаназии существует два подхода — либеральный и консервативный.

Либеральный подход оправдывает эвтаназию по нескольким соображениям:

  • Во-первых, вполне допустимо уничтожать неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека как биологического вида, вследствие накопления патологических генов в популяции;

  • во-вторых, лечение и поддержание жизни безнадежных больных требует применения дорогостоящего оборудования и лекарств;

  • в-третьих, эвтаназия – это единственное средство, позволяющее прекратить страдания больного.

Консервативный подход, напротив, считает эвтаназию недопустимой:

  • поскольку известны случаи, когда происходило самопроизвольное излечение тяжело больных людей;

  • при активной социальной позиции общества вполне возможна реабилитация инвалидов с любой степенью ограничения возможностей, которая позволяет вернуть человека к жизни как личность;

  • в конце концов, убивать — это вообще аморально.

Против эвтаназии активно выступают представители духовенства. Они заявляют о том, что убийство (активная эвтаназия) и попустительство самоубийству пациента (пассивная эвтаназия) являются преступлением законов, положенных Богом.

Среди многочисленных проблем биоэтики также особое место занимают те, которые связаны с развитием биотехнологий и генной инженерии.

Генная технология дала человеку возможность целенаправленно и быстро изменять природную среду и самого себя. Однако вмешательство биотехнологий в судьбу человека не может быть однозначным. Вполне реальным становится изменение наследственного материала, идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи. Но важно иметь в виду, что научное любопытство, которое удовлетворяется любой ценой, не всегда совместимо с моральными нормами. В частности, ошибочно сконструированный геном способен к распространению, и его переделать будет уже невозможно. Кроме того, нельзя окончательно предсказать, каким образом будут взаимодействовать между собой новые гены и геном и как будет происходить перестройка генов зародышевых клеток. Также важно учитывать, что новые организмы, попавшие в нашу среду обитания, могут представлять опасность для человека и других живых существ. В этой связи следует ответственно отнестись к самой возможности генетики синтезировать новые гены и встраивать их в уже существующие организмы.