Честь и достоинство
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Аксиологические категории — такие понятия этики, которые дают нам знания о базисных ценностях индивидуальной и социальной жизни. Создана Аристотелем.
Честь — внешнее достоинство человека. Достоинство — внутренняя честь (Шопенгауэр).
Честь — понятие морального сознания и категория этики. Подобно достоинству понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности понятии чести связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении, то понятие честь наоборот, дифференцированно оценивает людей, что находит отражение в их репутации. Соответственно честь требует от человека поддерживать ту репутацию которой обладает он сам или коллектив.
Историческое понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представления о родовой и сословной чести. В феодальной морали к сословной чести в частности, относились требования не вступать в равноправные отношения с людьми низших сословий, вызывать на дуэль оскорбителя, не заниматься унизительным для дворянина трудом. Честь может вырождаться в высокомерие, чванство, тщеславие, ложное самолюбие, а у тех, кто лишен общественных привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости. Честь важный стимул общественного поведения, предполагает ту меру уважения, которую он заслужил.
Достоинство — категория этики отражающая моральное отношение к самому себе и общества к индивиду.
Сознание собственного достоинства формой самоконтроля личности, на которой основываются требовательность индивида к себе. В этом случае требования, идущие от общества принимаю форму ( поступать так, чтобы не уронить достоинства ). Достоинство один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом. Нравственные представления о достоинстве личности прямо коррелируют с развитием правосознания, гражданской зрелостью общества и реальной обеспеченностью прав человека.