... > Этика и эстетика > Деловая беседа как...

Деловая беседа как основная форма делового общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Деловая беседа Структура процесса беседы эффект края Методы обсуждения основного вопроса Метод снятия напряжения Метод зацепки Метод стимулирования Метод прямого подхода
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Деловая беседа является одной из самых эффективных форм организации межличностных отношений в общении, активизации интеллектуальных возможностей ее участников для совместного поиска оптимального решения, доведения этого решения до заинтересованных лиц и для его реализации.

Предприниматель тратит на беседы от 50 до 90% своего времени, поэтому необходимо уметь извлекать из них максимальную пользу, знать и использовать психологические основы ведения деловых бесед и требования к ним, эффективно преодолевать возникающие барьеры, правильно оценивать состояние партнера и уметь влиять на его поведение. Остановимся на некоторых процедурных и психологических моментах.

Структура процесса беседы:

  • начало беседы;

  • передача информации;

  • аргументирование;

  • опровержение доводов собеседника;

  • заключительная стадия.

Важность первой и пятой стадий переоценить невозможно, так как «эффект края» свидетельствует о том, что особенно хорошо запоминаются начало и конец любого события, — неудачное начало и скомканная концовка снижают общее впечатление и подрывают авторитет предпринимателя. Успешное прохождение через вторую, третью и четвертую стадии (высказывание мнений, обмен информацией, уточнение позиций, совместный анализ обсуждаемой проблемы) предполагает знание психологии, определенные умения и навыки.

На первой стадии участник беседы подвергается воздействию четырех факторов:

  • авторитета инициатора беседы;

  • содержания беседы;

  • информации по теме беседы;

  • силы личности оппонента.

Методы обсуждения основного вопроса:

  • Метод снятия напряжения важен для установления тесного контакта с собеседником. Достаточно сказать несколько теплых слов — и вы легко этого добьетесь. Важно помнить, что значительную часть информации человек получает не из слов, а из интонации, мимики, жестов.

  • Метод зацепки, или ассоциации, предполагает использование какого-то актуального события, необычного случая, сравнения, посредством которых можно было бы, «зацепившись», перебросить мостик к основной теме беседы. Этой же цели служит и умение вызвать определенную ассоциацию в сознании собеседника, которая логически подведет его к нужной вам теме.

  • Метод стимулирования игры воображения близок к предыдущему методу и может быть использован как в начале беседы, так и при переходе к основной теме. Данный метод дает хорошие результаты, когда собеседник отличается оптимизмом и трезвым взглядом на ситуацию.

  • Метод прямого подхода означает непосредственный переход к делу без какого-то вступления. Этот прием «холоден» и рационален, он подходит прежде всего для кратковременных и не слишком важных деловых контактов и применяется, как правило, в общении между начальником и подчиненным.