Донравственные формы социальной регуляции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода).
Табу отличаются от морали тем, что:
запрещают, но не предписывают позитивного поведения;
носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;
не требуют осознания и обоснования. К числу основных относятся табу:
на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);
на браки между близкими родственниками;
на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).
Обычаи — следующий уровень социальной регуляции.
Обычаи отличаются от морали по способу регуляции поведения:
обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;
обычай представляет собой конкретную рекомендацию, правила же морали формулируются обобщенно;
обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»;
при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;
за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида.
если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные переживания.
«Око за око» — принцип, по которому первобытные общины строили свои отношения с соседями (табу и обычаи распространялись только на «своих»).
Действие по этому принципу предполагало возмездие:
симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);
ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);
коллективное возмездие («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови — «кровная месть»).
Принцип обмена регулировал положительные отношения между общинами. Они налаживались благодаря церемониальному дарению, предполагающему, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.