... > Этика и эстетика > Донравственные формы социальной...

Донравственные формы социальной регуляции

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Табу Обычаи «Око за око» принцип дарения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода).

Табу отличаются от морали тем, что:

  • запрещают, но не предписывают позитивного поведения;

  • носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;

  • не требуют осознания и обоснования. К числу основных относятся табу:

  • на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);

  • на браки между близкими родственниками;

  • на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).

Обычаи — следующий уровень социальной регуляции.

Обычаи отличаются от морали по способу регуляции поведения:

  • обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;

  • обычай представляет собой конкретную рекомендацию, правила же морали формулируются обобщенно;

  • обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»;

  • при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;

  • за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида.

  • если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные переживания.

«Око за око» — принцип, по которому первобытные общины строили свои отношения с соседями (табу и обычаи распространялись только на «своих»).

Действие по этому принципу предполагало возмездие:

  • симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);

  • ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);

  • коллективное возмездие («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови — «кровная месть»).

Принцип обмена регулировал положительные отношения между общинами. Они налаживались благодаря церемониальному дарению, предполагающему, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.