Донравственные формы социальной регуляции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Табу были первыми социальными регуляторами первобытного общества, они представляли собой запреты на определенные действия, основанные на непререкаемом авторитете традиции (а не на логическом объяснении) и опирающиеся на жесткую физическую санкцию (убийство или изгнание из рода).
Табу отличаются от морали тем, что:
запрещают, но не предписывают позитивного поведения;
носят коллективный характер и не соблюдаются индивидуально;
не требуют осознания и обоснования. К числу основных относятся табу:
на пищу (мясо священного животного, пищу вождя и т.п.);
на браки между близкими родственниками;
на слова (священные имена, а со временем и матерные слова, т.е. описывающие мироздание в терминах полового акта).
Обычаи — следующий уровень социальной регуляции.
Обычаи отличаются от морали по способу регуляции поведения:
обычай распространяется в локальном сообществе, а нормы морали претендуют на всеобщее значение;
обычай представляет собой конкретную рекомендацию, правила же морали формулируются обобщенно;
обычай обосновывается аргументом «так принято», моральный поступок обосновывается аргументом «это добро»;
при оценке поведения по обычаю мотивы поступка не учитываются, в моральной же оценке поступка учет мотивов обязателен;
за соблюдением обычая следит общественное мнение, моральный самоконтроль поведения осуществляется совестью индивида.
если обычай не выполняется, он исчезает, а при несоблюдении норм морали возникает чувство вины и раскаяния, т.е. моральные переживания.
«Око за око» — принцип, по которому первобытные общины строили свои отношения с соседями (табу и обычаи распространялись только на «своих»).
Действие по этому принципу предполагало возмездие:
симметричное (за поврежденное око отнимать око, а не целую жизнь);
ответное (совершаемое в ответ на активность соседей);
коллективное возмездие («всем миром» мстить не только конкретному виновнику, но и всем родственникам по крови — «кровная месть»).
Принцип обмена регулировал положительные отношения между общинами. Они налаживались благодаря церемониальному дарению, предполагающему, что впоследствии соседи ответят взаимностью, причем в большем объеме. Таким образом, если принцип «око за око» ограничивал бесконтрольное распространение зла, то принцип дарения предполагал нарастание объема добра.