Древнегреческая этика
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Создание основ научного знания можно назвать специфической чертой древнегреческой культуры. Другой ее особенностью было формирование рабовладельческой демократии как формы социальной жизни.
Особенности древнегреческой этики:
светская, нерелигиозная этика, опирающаяся в своих построениях на идеалы естествознания;
рационалистическая этика, которая считает разум лучшим руководителем нравственной жизни;
нравственным идеалом является мудрец, т.е. человек, обладающий полнотой разума.
индивидуалистическая этика, согласно которой задача личности состоит в максимальном самораскрытии своих возможностей. В большинстве этических учений подразумевалось, что такое самораскрытие идет на благо полиса, индивидуальная этика находилась в гармонии с социальной.
Основные проблемы древнегреческой этики:
проблема истинного блага: как составить иерархию благ в жизни человека, чтобы она соответствовала нравственным критериям;
проблема отношения к наслаждениям: выделение предпочтительных в нравственном отношении наслаждений, определение статуса наслаждений при построении нравственной жизни;
проблема приобретения добродетелей, т.е. положительных нравственных качеств, приближающих человека к истинному благу. Наиболее почитаемыми добродетелями считались мудрость, мужество, умеренность и справедливость.
Софисты, исходя из своей релятивистской установки, усомнились в существовании общезначимой морали. С рассуждений, что «мораль у каждого своя» начался анализ моральных явлений в противовес обыденному некритическому усвоению нравственности как очевидных всеобщих норм. Учение софистов разрушало догматические представления о морали, однако, не содержало положительной моральной программы.
Сократ в противовес софистам считал, что все частные мнения о добре относительны в сравнении с истинным понятием добра. Задача личности — «познать самого себя», т.е. перейти от «мнений» к знанию о добре, которое приобретается благодаря разуму.