... > Этика и эстетика > Экологическая этика

Экологическая этика

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Антропоцентризм неантропоцентристской биоцентризм экологизации морали Этика Швейцера Экологическом право
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Предметом экологической этики выступает отношение человека к природе. Появление экологической этики связано с возникновением противостояния между двумя ценностными установками — антропоцентристской и неантропоцентристской.

Антропоцентризм делает человека высшим критерием в шкале ценностей.

Именно исходя из этой позиции люди целыми столетиями осваивали и подчиняли себе природу. Однако наличие экологического кризиса во второй половине ХХ в. обусловило появление неантропоцентристской концепции.

Неантропоцентризм делает главной ценностью гармоничное сосуществование людей и всех других живых и неживых компонентов природы.

В настоящее время приоритетной идейной установкой становится биоцентризм, рассматривающий человека не как хозяина природы, а как ее часть. Все живое имеет право на существование.

Биоцентризм выдвигает три основные идеи:

  • мир представляет собой единое целое, человек принадлежит естественному порядку вещей, который сложился до и независимо от человека, а потому не подлежит изменению;

  • биосферный эгалитаризм. Это признание равного права всех живых существ жить и процветать, равной внутренне присущей им ценности;

  • экологическое самообеспечение. Это означает, что необходимо остановить дальнейшее техническое и экономическое развитие, преследующее своей целью повышение жизненных стандартов.

Человек может использовать природные ресурсы ровно настолько, насколько это необходимо для самообеспечения человеческого вида. Теперь признается, что человек не имеет права решать вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Взаимоотношения человека с природой должны строиться на принципе экологического гуманизма. Это в первую очередь предусматривает отказ от активной преобразовательной деятельности, желания покорить природный мир. Как известно, материальный прогресс потребительской цивилизации неминуемо ведет к экологическому кризису, поскольку материальные потребности могут не иметь границ, входя в противоречие с возможностями биосферы их удовлетворить. Таким образом, принцип экологического гуманизма может способствовать разрешению этого противоречия. В этой связи можно говорить об экологизации морали, которая становится социокультурным явлением. Это находит выражение в экологическом праве.

Экологическом право — системе юридических норм, которые регулируют взаимодействие человека и природы.

Экологическое право имеет два аспекта:

  • Первый предусматривает право людей на здоровую природную среду; возмещение ущерба конкретным людям и государству предприятиями-загрязнителями и т.д. Эта сторона экологического права является дополнением к основным правам личности.

  • Второй аспект связан с созданием законодательно оформленных прав животных. В некоторых странах существуют законы, запрещающие жестокие формы обращения с животными. Однако это направление экологического права только начинает складываться и находится в зародышевом состоянии.

Тем не менее уже можно говорить о том, что люди начинают относиться к природным объектам с точки зрения нравственных норм, а не материально-экономических интересов. Принцип гуманизма дополняется принципом «благоговения перед жизнью», который предусматривает любовь и ценностное отношение к любым формам жизни.

Данный принцип был сформулирован немецко-французским философом, проповедником и врачом Альбертом Швейцером (1875–1965). Швейцер принимал мораль как уважение всех форм жизни. С его точки зрения, сорвать цветок — это то же самое, что и убить человека. Этика Швейцера носит универсальный характер, поскольку по критерию нравственной ценности человек не выделяется особенным гуманизмом среди живых существ. Швейцер полагал, что человек должен всячески развивать свои способности и умения, чем лучше он это сделает, тем лучше он сможет служить другим людям