Эстетическая теория Аристотеля
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Для Платона прекрасное — идея, для Аристотеля — это идея, представленная в вещи, идея вещи — ее форма. Когда материя оформляется, получается прекрасный объект (так мрамор, восприняв идею художника, становится статуей).
Искусство — деятельность, через которую возникают те вещи, форма которых находится в душе.
Сущность искусства составляет мимéзис (подражание), искусство подражает действительности. Это не слепое копирование, а творческое выявление общего, идеального при обязательном воплощении его в материале. Искусства: подражательные и дополняющие природу (архитектура и музыка, их философ ценил не очень высоко).
Наибольшую ценность представляют те искусства, которые отражают действительность: искусства движения (временные) и искусства покоя (пространственные). Виды искусства можно различать и посредством подражания (цвет, движение, звук). Высоко ценил поэзию, выделял в ней эпос, лирику и драму, а драматические произведения делил на трагедию и комедию.
Целью трагедии является кáтарсис, очищение души через сопереживание героям; прохождение через кризис способствует возвышению души. Учение о катарсической природе драматического искусства было широко признано в эстетике. В отличие от Платона, признавшего за искусством только воспитательную роль, Аристотель рассматривал и гедонистическую функцию искусства, рассматривал его как средство получения удовольствия.