Эстетика ХХ в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

модернизм интуитивизм психоанализ экзистенциализм З. Фрейд А. Бергсон Абсурд постмодернизм модернистское искусство
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В начале ХХ в. формируются новые направления и течения в искусстве, для обозначения которых употребляется термин «модернизм». Это понятие также характеризует состояние культуры первой половины ХХ в. Возникновение модернизма связано с развитием индустриального общества, в котором господствовали рационализм и урбанизация. Модернизм как художественная система предполагает полный отказ от реализма и от традиционных методов художественного отображения мира. На смысловом уровне для него характерны аполитичность, аморализм, бунтарский дух и тема одиночества. На практику модернизма оказали влияние такие учения, как интуитивизм, психоанализ, экзистенциализм.

Эстетика интуитивизма (А. Бергсон, Б. Кроче, Г. Рид) ориентирована на разработку нерациональных предпосылок художественного творчества. А. Бергсон полагал, что природа, создав человека, позаботилась о том, чтобы исключить опасности, которые подстерегают личность и общество в связи с чрезмерным развитием рефлексии. Интеллект человека склонен к созданию мифов. Это природная особенность призвана помочь человеку преодолеть страх смерти, т.к. компенсирует возможный недостаток привязанности к жизни. Таким образом, эстетическая интуиция выступает высшей формой постижения сокровенной сущности мира.

Основатель психоанализа З. Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурах-инстинктах, которое оказало огромное влияние на практику формирования в ХХ в. массовой культуры. Фрейд полагал, что сущность человека выражается в свободе от инстинктов. Жизнь человека в обществе возможна при условии, когда инстинкты подавляются. В результате возникает фрустрация. Это проявляется в неосознанной ненависти индивида к обществу, выражающаяся в агрессивности. Выходит, что свои неудовлетворенные страсти человек реализует в искусстве.

Эстетика экзистенциализма ориентируется на размышление о бытии исходя из личного человеческого существования — «экзистенции». Познать истину — значит познать себя в экзистенции через воображение и эмоции, которые представляют собой важнейшую сторону художественного творчества. Главный критерий эстетики экзистенциализма — человеческая субъективность, которую следует углублять и реализовывать. Экзистенциализм — это философия социальной ответственности. Художник отвечает за то, что происходит в мире, поскольку его творчество опосредовано ситуацией. Искусство должно не только созерцать мир, но и преобразовывать его. Для экзистенциализма характерна идея об абсурдности человеческого существования. Абсурд — это одиночество и отчуждение от внешнего мира, всевластие смерти. Абсурд можно преодолеть в искусстве, поскольку оно воспроизводит в образах известные истины и темы. Всякое произведение способно показать человеку абсурдность его рассуждений и представлений о мире.

Таким образом, модернистское искусство отражает дезинтеграцию жизни, неустроенность и одиночество человека, безысходность жизненных обстоятельств. Модернистскими направлениями являются экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, кубизм. Экспрессионизм провозглашал единственной реальностью субъективный мир человека. Футуризм, отрицая традиционную культуру, культивировал машинную индустрию. Сюрреализм источником искусства признавал сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а художественным методом — разрыв логических связей, вместо них использовались ассоциации, возникающие в подсознании человека.

Во второй половине ХХ в. появляется постмодернизм. Он продолжает традиции модернизма, но в отличие от последнего стремится соединить высокохудожественность и ориентацию на массовый вкус. Это проявляется в том, что художественное произведение может быть прочитано по-разному.

Отличительными чертами постмодернизма являются:

  • относительная истина, или повальный релятивизм; если раньше автор навязывал свою концепцию, то теперь художественные произведения предполагают разные точки зрения, которые являются равноправными;

  • ирония по поводу того, что культура зашла в тупик, старые ценности себя исчерпали и нужно искать новые;

  • фрагментарность и парадоксальность.

В целом, постмодернизм не созидает, а воспроизводит болезненные состояния эпохи в разорванных формах.