... > Этика и эстетика > Эстетика Нового времени

Эстетика Нового времени

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

французский классицизм Никола Буало Архитектура классицизма Стиль барокко неостоицизм рококо
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В XVII в. Европа вступила в эпоху Нового времени. Эта стадия культуры ознаменовалась возникновением общества нового типа, в котором уже не существовало жестких канонов и традиций. Поэтому последовательное развитие художественных стилей сменяется их параллельным развитием и взаимодополнением.

В XVII в. одновременно возникают и развиваются большие стили, имеющие наднациональный характер и охватывающие разные виды искусств — классицизм и барокко.

Наиболее целостную эстетическую систему представляет собой французский классицизм (лат. — «образцовый»). Этот стиль сформировался в период укрепления абсолютной монархии, когда происходила борьба королевской власти за создание единого централизованного государства. Принципы классицизма нашли свое выражение во всех видах искусства.

Характерными особенностями этого стиля являются следующие:

  • Ориентация на образец Античности. Считалось, что идеалы красоты, гармонии разработаны в античной культуре, поэтому для воплощения прекрасного в жизни и в искусстве необходимо изучить античные образцы искусства и, ориентируясь на них, создавать новые произведения.

  • Главный критерий красоты — разум. Классицизм стремился все рационально упорядочить, от художника требовались ясность и высокохудожественная форма выражения. В классицизме обнаруживается тенденция к созданию возвышенных, рационалистически четких и завершенных образцов искусства.

  • Классицизм тяготел к созданию разумного и гармоничного строя жизни и выступал против изображения в искусстве безобразных, дисгармоничных явлений.

  • Классицизм был ориентирован на утверждение высоких нравственных идеалов. Искусство было призвано упорядочить мир, содействовать воспитанию личности, гражданина и приносить пользу обществу. Теоретики классицизма настаивали на подчинении человека нормам и правилам государства.

Крупнейший теоретик классицизма Никола Буало (1636–1711) видел задачу художника в убеждении силой и логикой мысли. По его мнению, источником красоты является не природа, а некое духовное начало, упорядочивающее материю. Духовная красота выше физической, а произведения искусства — выше творений природы. Буало утверждал, что искусство должно подражать природе, но природа должна быть освобождена от первоначальной грубости и оформлена упорядочивающей деятельностью разума. Буало требует от художников и поэтов точности, ясности и простоты. С его точки зрения, все непонятное безобразно и некрасиво.

Архитектура классицизма отличается четкостью композиции, строгой симметричностью сооружений, простотой. В этом стиле создавались общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцовопарковые комплексы. Строгая упорядоченность распространяется на природу: создается система так называемого регулярного парка.

Стиль барокко (итал. — «причудливый, экспрессивный») оформляется в искусстве в конце XVI–XVII вв. Барокко на первый план выдвигает хаотичную, иррациональную сторону мира, а также иллюзорность и экспрессию чувств. Человек уже не ощущал себя центром мироздания, т.к. узнал, что Вселенная бесконечна. Мировоззренческой основой барокко является неостоицизм. Это учение утверждает бренность и суетность бытия. Человек может обрести точку опоры только в своей душе, в созидании внутренних сил.

Для барокко характерно сочетание несочетаемого. Мир предстает как борьба противоположностей, как вечное непостоянство. Барокко – это искусство необычности. Этот стиль отличается напряженным динамизмом, экспрессивностью, усложненностью художественной формы, пристрастием к пышности и излишней декоративности. В барокко отсутствует нормативность. В искусстве обнаруживается интерес к чувственному, телесному началу, дисгармоничным аспектам бытия. Барокко отражает пессимистическое настроение эпохи и растерянность, сомнение в возможностях человека, ощущение бренности жизни, бесполезности борьбы со злом.

Для архитектуры барокко характерны неправильные формы, живописность, пышность, пластичность, асимметричность, масштабности построек, динамика пространственного построения. Культовые сооружения, дворцы, скульптура, фонтаны объединяются в целостный художественный образ. В дворцово-парковых комплексах использовалось сочетание рельефа местности, водных каскадов с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями. В эстетике барокко и классицизма отразились противоречивые тенденции эпохи: если художники барокко подчеркивали дисгармоничность жизни, пессимистическое мироощущение человека, то классицизм был проникнут верой в рациональность, строгую упорядоченность, красоту и гармоничность мира.

В XVIII в. господствующим стилем в искусстве стал рококо (фр. рокайль — «украшение из раковин»). Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего, королевского двора и французской аристократии. Характерными чертами этого стиля являются утонченная изысканность художественной формы, вызывающей игривое, насмешливое, дразнящее чувство и настроение; утверждение художественной концепции беззаботной жизни аристократической личности среди изящных вещей, отличавшейся фривольностью, легкомыслием, жаждой праздника и наслаждения; интерес к любовным сюжетам; уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций.

Скульптура и живопись отличаются изяществом, декоративностью. Для интерьера использовались бронзовые и фарфоровые статуэтки; шелковые обои; декоративные ткани, посуда, зеркала; стены украшались обильной лепниной, ажурным орнаментом и позолотой.

Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции при Людовике XIV. Были отвергнуты и строгие правила классицизма: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши. Стиль рококо оформлял быт аристократии, церемониал королевских дворов, этикетные нормы поведения. В отношениях между полами постепенно начали господствовать законы галантности и тщательно разработанные, эстетизированные формы поведения. Идеал женской красоты выражался в бледности, томности, хрупкости, изяществе, пикантности. Этому соответствовали фантастически сложные прически, пышные яркие одежды.