- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ЭТИКА И ЭСТЕТИКА >
- ЭСТЕТИКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Эстетика Нового времени
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
В XVII в. Европа вступила в эпоху Нового времени. Эта стадия культуры ознаменовалась возникновением общества нового типа, в котором уже не существовало жестких канонов и традиций. Поэтому последовательное развитие художественных стилей сменяется их параллельным развитием и взаимодополнением.
В XVII в. одновременно возникают и развиваются большие стили, имеющие наднациональный характер и охватывающие разные виды искусств — классицизм и барокко.
Наиболее целостную эстетическую систему представляет собой французский классицизм (лат. — «образцовый»). Этот стиль сформировался в период укрепления абсолютной монархии, когда происходила борьба королевской власти за создание единого централизованного государства. Принципы классицизма нашли свое выражение во всех видах искусства.
Характерными особенностями этого стиля являются следующие:
Ориентация на образец Античности. Считалось, что идеалы красоты, гармонии разработаны в античной культуре, поэтому для воплощения прекрасного в жизни и в искусстве необходимо изучить античные образцы искусства и, ориентируясь на них, создавать новые произведения.
Главный критерий красоты — разум. Классицизм стремился все рационально упорядочить, от художника требовались ясность и высокохудожественная форма выражения. В классицизме обнаруживается тенденция к созданию возвышенных, рационалистически четких и завершенных образцов искусства.
Классицизм тяготел к созданию разумного и гармоничного строя жизни и выступал против изображения в искусстве безобразных, дисгармоничных явлений.
Классицизм был ориентирован на утверждение высоких нравственных идеалов. Искусство было призвано упорядочить мир, содействовать воспитанию личности, гражданина и приносить пользу обществу. Теоретики классицизма настаивали на подчинении человека нормам и правилам государства.
Крупнейший теоретик классицизма Никола Буало (1636–1711) видел задачу художника в убеждении силой и логикой мысли. По его мнению, источником красоты является не природа, а некое духовное начало, упорядочивающее материю. Духовная красота выше физической, а произведения искусства — выше творений природы. Буало утверждал, что искусство должно подражать природе, но природа должна быть освобождена от первоначальной грубости и оформлена упорядочивающей деятельностью разума. Буало требует от художников и поэтов точности, ясности и простоты. С его точки зрения, все непонятное безобразно и некрасиво.
Архитектура классицизма отличается четкостью композиции, строгой симметричностью сооружений, простотой. В этом стиле создавались общественные и дворцовые сооружения, городские ансамбли, дворцовопарковые комплексы. Строгая упорядоченность распространяется на природу: создается система так называемого регулярного парка.
Стиль барокко (итал. — «причудливый, экспрессивный») оформляется в искусстве в конце XVI–XVII вв. Барокко на первый план выдвигает хаотичную, иррациональную сторону мира, а также иллюзорность и экспрессию чувств. Человек уже не ощущал себя центром мироздания, т.к. узнал, что Вселенная бесконечна. Мировоззренческой основой барокко является неостоицизм. Это учение утверждает бренность и суетность бытия. Человек может обрести точку опоры только в своей душе, в созидании внутренних сил.
Для барокко характерно сочетание несочетаемого. Мир предстает как борьба противоположностей, как вечное непостоянство. Барокко – это искусство необычности. Этот стиль отличается напряженным динамизмом, экспрессивностью, усложненностью художественной формы, пристрастием к пышности и излишней декоративности. В барокко отсутствует нормативность. В искусстве обнаруживается интерес к чувственному, телесному началу, дисгармоничным аспектам бытия. Барокко отражает пессимистическое настроение эпохи и растерянность, сомнение в возможностях человека, ощущение бренности жизни, бесполезности борьбы со злом.
Для архитектуры барокко характерны неправильные формы, живописность, пышность, пластичность, асимметричность, масштабности построек, динамика пространственного построения. Культовые сооружения, дворцы, скульптура, фонтаны объединяются в целостный художественный образ. В дворцово-парковых комплексах использовалось сочетание рельефа местности, водных каскадов с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями. В эстетике барокко и классицизма отразились противоречивые тенденции эпохи: если художники барокко подчеркивали дисгармоничность жизни, пессимистическое мироощущение человека, то классицизм был проникнут верой в рациональность, строгую упорядоченность, красоту и гармоничность мира.
В XVIII в. господствующим стилем в искусстве стал рококо (фр. рокайль — «украшение из раковин»). Рококо — порождение исключительно светской культуры, прежде всего, королевского двора и французской аристократии. Характерными чертами этого стиля являются утонченная изысканность художественной формы, вызывающей игривое, насмешливое, дразнящее чувство и настроение; утверждение художественной концепции беззаботной жизни аристократической личности среди изящных вещей, отличавшейся фривольностью, легкомыслием, жаждой праздника и наслаждения; интерес к любовным сюжетам; уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций.
Скульптура и живопись отличаются изяществом, декоративностью. Для интерьера использовались бронзовые и фарфоровые статуэтки; шелковые обои; декоративные ткани, посуда, зеркала; стены украшались обильной лепниной, ажурным орнаментом и позолотой.
Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции при Людовике XIV. Были отвергнуты и строгие правила классицизма: придворная аристократия явно склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши. Стиль рококо оформлял быт аристократии, церемониал королевских дворов, этикетные нормы поведения. В отношениях между полами постепенно начали господствовать законы галантности и тщательно разработанные, эстетизированные формы поведения. Идеал женской красоты выражался в бледности, томности, хрупкости, изяществе, пикантности. Этому соответствовали фантастически сложные прически, пышные яркие одежды.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.