... > Этика и эстетика > Эстетика периода Средневековья

Эстетика периода Средневековья

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Фома Аквинский Блаженный Августин
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Средневековая эстетика описывает европейский период в развитии эстетической мысли с IV в. до XV, где господствовали концепции божественного происхождения красоты: бог придает ей эстетические свойства; красота вещи несет в себе одухотворенность богом.

В эпоху средневековья важное значение приобретают религиозные идеи, ценности, нормы и проблемы, которые оказывают огромное влияние на мировоззрение людей, и тема божественного/религиозного становится господствующей на столетия. Эстетика этой эпохи связана с теологией и богословием, больше, чем когда-либо. Эстетич. принципы были основаны на принципе отрицания античных теорий и норм, а красота и гармония природного мира, человека и его тела не признавались. Наивысшим и недосягаемым идеалом, ценностью был объявлен Бог. Эстетика средних веков, это, прежде всего, религиозная эстетика, квинтэссенция которой заключена в абсолютизации внутреннего мира человека, противопоставлении идеального и материального, все с необходимостью и абсолютно подчинено божественному.

В средневек. эстетике отчетливо прослеживаются и выходят на первый план такие категории, как: мученичество, утешение, прощение, сопереживание, сверхъестественность, благодать, милосердие, смирение, возвышенное. Такое видение связано со средневековыми представлениями о Боге как о наивысшем благе и абсолютной красоте, мудрости и любви. Любая земная красота и гармония объясняется божественным началом или вмешательством.

У истоков средневековой эстетики находился Блаженный Августин, для которого единственной красотой выступал Бог в качестве высшего блага, а зло необходимое испытание для человека. Отблеском божественной красоты признавалась красота земная.

Еще один выдающийся средневек. мыслитель – Фома Аквинский попытался соотнести эстетику Аристотеля с идеями и догматами христианства. Он считал, что созданный Богом мир прекрасен, где красота — совокупность объективного и субъективного. Объективному присуще совершенство, пропорции, гармония и порядок. Прекрасное всегда стремится привносить в жизнь удовольствие своим внешним видом, оно не связано с удовлетворением каких-либо потребностей, это своего рода проявление созерцательности. Субъективное — это связь прекрасного с познавательными способностями человека. Здесь проходит процесс созерцания и духовного наслаждения.

Художественные произведения периода Средневековья характеризуются сакральностью, аллегоризмом, появлением символических изображений. Для средневекового искусства и архитектуры характерен романский стиль (10 век). Его отличали специфические черты: аскетизм, монументальность, тяжеловесность, приземленность, это передача божественной красоты и никчемности существования грешного человека. Массивные архитектурные сооружения, храмы, скульптурные произведения, символичное изобразительное искусство – везде преобладали библейские сюжеты, ценности, идеи и темы. Скульптура, фрески, витражи и росписи отражали духовную красоту, религиозность, настраивали человека на религиозные переживания.