... > Этика и эстетика > Эстетика Просвещения

Эстетика Просвещения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Дени Дидро Жан-Жак Руссо Эфраим Лессинг
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

XVIII в. называют эпохой Просвещения. В данный период происходят буржуазные революции. Представители буржуазии борются с невежеством, религией, антигуманной феодальной моралью, с религиозным искусством. Именно в это время утверждается уверенность в том, что с помощью образования, распространения знаний можно изменить человека к лучшему, обеспечить гармоничное развитие общества. Такие мыслители, как Руссо, Вольтер, Дидро, Лессинг и другие возлагали надежды на моральнополитическое и эстетическое воспитание, которое, по их мнению, должно смягчить природный эгоизм человека. В частности, Дени Дидро (1713–1784) считал прекрасное синтезом истины и добра.

Предназначение искусства заключается в воспитании человека. Дидро проповедовал демократизм и народность в искусстве, подчеркивал нравственные качества простых людей. Жан-Жак Руссо (1712–1778) поставил вопрос о соотношении искусства и нравственности. По его мнению, в классовом обществе прогресс культуры неминуемо ведет к нравственной деградации, все достижения цивилизации только развращают доброго и трудолюбивого по своей природе «естественного человека». Человек в естественном состоянии не был ни добр, ни зол, ни порочен, ни добродетелен. Он еще не пользовался разумом и не злоупотреблял своими способностями, не делал зла благодаря спокойствию страстей и неведению порока. В естественном состоянии человек подчиняется природному порыву человеколюбия, и сострадание заменяет ему право и нравственность. Тем самым Руссо делает вывод о том, что людям следует вернуться назад к природе. Искусство цивилизации также порочно, оно требует больших денежных затрат и времени. Поэтому идеалом искусства являются народные зрелища. Руссо настаивал на демократизации художественной формы, выступал за естественность изображения и простоту стиля. Эстетические взгляды Руссо способствовали формированию сентиментализма — художественного направления, обращенного к чувствам людей, идеализирующего добродетели и светлые стороны характеров персонажей. Для сентиментализма характерны приоритет чувств, проповедь альтруизма, морали, нравственных инстинктов и естественных влечений человеческой натуры, идеализация сельской жизни и простоты. Главные представители в литературе: С. Ричардсон, Л. Стерн. Немецкий философ-просветитель, теоретик искусства Готхольд.

Эфраим Лессинг (1729–1781) также выступал за создание демократической национальной культуры, говорил о необходимости сближения искусства с жизнью, освобождения искусства от сословной нормативности. С точки зрения Лессинга, искусство представляет собой форму познания жизни.