... > Этика и эстетика > Эстетика Возрождения

Эстетика Возрождения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Эпоха Возрождения Л. Б. Альберти Л. да Винчи Дж. Царлино Данте Алигьери Франческо Петрарка Д. Боккаччо Ф. Рабле Леон Баттиста Альберти Ф. Брунеллески Д. Донателло Т. Мазаччо Мантенья С. Боттичелли готический стиль готика
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Эпоха Возрождения — период с XIV по XVI вв., характеризующийся зарождением буржуазных отношений и, как следствие, постепенным изменением системы ценностных ориентаций, секуляризацией общественной жизни. В это время происходит возврат к гуманистическим традициям Античности. Однако если последняя сформировала представление о человеке, возможности и границы которого определены его природой, то Возрождение порождает идею о том, что творческие силы человека не имеют предела.

В это время появляется интерес к миру, к изучению природы. Искусство выполняет мировоззренческую функцию, является формой познания действительности. В результате этого обнаруживается связь науки и искусства. Через проблему перспективы художники выходили в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию и математику и т.д.

Союз науки и искусства способствовал выработке новой системы художественного видения мира, которая была основана на доверии к чувственным восприятиям человека. Исходным принципом художников Ренессанса являлось предельно естественное изображение явлений. Художники продолжают разрабатывать понятия меры, гармонии, пропорции, композиции. Главные эстетические идеи формулировались самими мастерами искусства. Известными теоретическими трудами являются «Десять книг о зодчестве» Л. Б. Альберти, «Книга о живописи» Л. да Винчи, «Установление гармонии» Дж. Царлино и др.

В эпоху Возрождения развивается литература. Видные представители поэтического искусства — Данте Алигьери (1265–1324), Франческо Петрарка (1304–1374) и др. «Божественная комедия» Данте представляет собой синтез поэзии, философии, теологии, науки. В этом произведении отражается вера в земное предназначение человека. В новеллах Д. Боккаччо прославляется предприимчивая и свободная от предрассудков личность; всесторонняя картина общественной жизни представлена в произведении Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В период позднего Возрождения появились пасторальные жанры романа и драмы (произведения Шекспира и Сервантеса).

Импульс к развитию получила музыка. Очевидна связь профессиональной музыки с народной; появляются новые музыкальные жанры — сольные песни, ораторий, оперы. В эпоху Возрождения утверждается самостоятельный художественный стиль Ренессанса. Но его приемы существенным образом отличаются от приемов художественного воплощения Античности. Это отличие заключается «в возвышении индивидуальности, которое не обнаруживается в соразмерном и гармоничном творчестве Античности. Античный скульптурный, живописный портрет — это скорее не портрет данного человека, а изображение некоего человеческого типа. Он максимально безличен, в то время как на портретах Возрождения лица даны всегда крупным планом, они замечательно красивы, иногда с неправильными чертами лица, но удивительно значительны, очень индивидуальны, часто до конца нераскрыты. Гармония античного искусства более спокойна и созерцательна, в то время как в цельности и завершенности произведений эпохи Ренессанса выразилась и претворилась колоссальная воля. Это часто чрезмерная воля, все сметающая на своем пути, однако демонстрирующая возможности самостоятельности и независимости». Художники уделяли большое внимание внешнему правдоподобию при отражении действительности, однако они не возводили в ранг совершенства первую попавшуюся натуру. Писатели, художники, скульпторы ориентировались на общее, или типическое, стремились выявить идеал в самой действительности.

Одним из видных теоретиков эстетической мысли данного периода был итальянский гуманист, ученый, архитектор Леон Баттиста Альберти (1404–1472). Как и античные мыслители, он стремился обнаружить объективные основы прекрасного. С его точки зрения, красота коренится в реальном мире, природе и человеке. Альберти подчеркивал рационалистические основы искусства. Он говорил о том, что художник-архитектор должен быть знатоком в области истории, математики, поэзии.

Выдающимися представителями искусства Возрождения являются Ф. Брунеллески (1377–1446) — архитектор, Д. Донателло (1386–1466) — скульптор, Т. Мазаччо (1401–1428) — живописец, Мантенья (1431–1506), С. Боттичелли (1444–1510), Л. да Винчи (1452–1519) и др. В их творчестве нашли воплощение новые художественные приемы, а также отразились принципы Возрождения, связанные с идеей безграничности развития человеческих способностей.

В XII–XIV вв. появляется готический стиль.

Термин «готика» от итал. gotico, буквально — «готский», т. е., «относящийся к германскому племени готов».

Его возникновение связано с ростом городов и их борьбой за независимость от сеньора. Основные черты этого стиля — ажурность, легкость, устремленность ввысь. Предназначение искусства заключалось в прозрении присутствии Бога в мире. Вся Вселенная представлялась как божественное творение по законам красоты. Тем не менее считалось, что подлинное воплощение красоты — сам Бог.