... > Этика и эстетика > Этапы становления этики

Этапы становления этики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Предэтика Античное просвещение Классика онтологией гносеологией Софисты
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Выделяют три этапа становления этики:

  • Предэтика.

  • Античное просвещение.

  • Классика.

Предэтика — начальный период возникновения этики, связанный с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности. В этот период этика была слита с онтологией (учение о том, что существует) и гносеологией (учение о знании). В основе всего лежали мифы, господствующие религиозные течения, позиционирование человека в окружающем его мире (Гомер, Гесиод, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор). Они искали смысл жизни и познавали судьбу человека. Для этого периода характерно воспевание героической морали, как поведение выдающейся, сильной личности. Движущая сила человеческого поведения — удовольствие и неудовольствие.

Этическое просвещение — связано со школой софистов, жизнью и деятельностью Сократа (469-399 до н.э.) — древнегреческого философа Афин. Софисты, считавшие, что главная задача этики заключается в нравственном воспитании, анализируя общественные законы, обычаи, традиции, нравы, верования разных народов, пришли к выводу о возможности выявления лучших традиций, нравов и обычаев и использования их в качестве образца в нравственном воспитании человека.

Сократ искал абсолютное знание, пытался дать определение самым общим понятиям в жизни человека (красота, любовь, истина). Этика Сократа сводится к трем основным тезисам: Благо тождественно удовольствиям, счастью; Добродетель тождественна знанию;- Человек знает только то, что ничего не знает. Для Сократа высший критерий – это разум.

Эпикур (341-270 до н.э.) — создатель концепции гедонизма. Человеку свойственно стремиться к наслаждению и удовольствиям. Человек должен уметь удовлетворять естественные и необходимые желания и избегать противоестественных и бессмысленных. Эпикур выделял три группы потребностей: естественные и необходимые; естественные, но не необходимые; неестественные и не необходимые.

Высокая классика — является заключительным этапом возникновения этики. Платон видел главную задачу этики в создании идеального государства. Мужество, умеренность, благоразумие, мудрость составляют нравственные добродетели, а нравственная жизнь заключается в стремлении к высшей идее добра. По-настоящему счастлив только справедливый человек: «Счастье человека зависит от того, как он воспитан и образован и насколько справедлив». Аристотель рассматривал этику как политическую науку и как науку добродетели. Правильное государственное устройство является благом для каждого отдельно взятого индивида, это его действительное счастье, а благо государства важнее благо отдельного человека. «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекрасней и божественней благо народа и государства». Аристотель характеризует взаимосвязь этики и политики, каждый гражданин должен соблюдать определенные добродетели в отношении государства, без которых он не может быть гражданином, осуществлять свои политические права и быть полезным обществу.