Этическая мысль XX-начала XXI веков. Этика экзистенциализма, неопозитивизма, психоанализ
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Экзистенциализм — популярное философское течение XX в. Его приверженцы представляли собой серьезную оппозицию классической философии. Так, например, экзистенциалист М. Хайдеггер делил философию на две части, а именно традиционную и экзистенциальную. К. Ясперс считал экзистенциализм «коперниканским» переворотом в философии.
Экзистенциализм отказывается от принципа монизма, т.е. единства бытия. До XX в. монистический принцип был доминирующим в философии. В основе мира философы видели некую единую сущность. Такая сущность могла иметь идеалистический (Бог, мировая воля) или материалистический (материя, природа) характер, в данном случае это не считалось принципиальным. Принципиальным было то, что единая сущность первична, а порождаемое ей множество единичных существований — вторично. В результате центральными проблемами экзистенциальных философов стали не проблемы Бога, мира или общества, но проблемы человека, а значит, нравственные проблемы.
Непозитивизм — одно из основных направлений западной философии XX в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр.
Психоанализ является популярным психологическим учением, основанным на интерпретации бессознательных процессов и мотиваций человека. Представители этого направления видят в фундаментальных принципах учения этико-философский смысл, близкий к философии жизни.