... > Этика и эстетика > Этическая составляющая в...

Этическая составляющая в «философии жизни» (А. Шопенгауэр. Ф.Ницше)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление» Гносеология Ницше
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

У истоков философии жизни стоит А. Шопенгауэр, основной его труд «Мир как воля и представление».

В качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля — «вещь сама в себе»,которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Понятие воли по Шопенгауэру означает «то, что сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления». Объяснив сущность «вещи в себе» Шопенгауэр перешел и к сущности мира. «Мир как воля» — основной тезис Шопенгауэра. Но когда речь идет о мире в целом подразумевается мировая воля, всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека. Такова онтологическая сущность философии Шопенгауэра. С его онтологией связана и гносеология. Исходной предпосылкой ее я-я истина, которая имеет силу для каждого познающего существа, а именно — «мир есть мое представление». Окружающий мир существует только в качестве объекта для субъекта. Его способ познания мира: т.к. воля «сама по себе бессознательна и слепа», поэтому рациональное познание изначально чуждо ей. Поэтому основным я-я интуитивное познание, которое реализуется ч/з переживание мира. Следовательно высшим видом познания является не наука, а искусство, основанное на интуиции и способно в большей степени раскрыть волю к жизни.

Ницше так же, как и Шопенгауэр в качестве центральной категории рассматривает волю. Но его интересует воля к жизни, ее сущность — воля к власти. Именно воля к власти лежит в основании всего мира, все стимулы жизни, все ее источники и вся борьба происходят из-за власти. В таком понимании жизнь не имеет никакого развития или прогресса, к ней не применима никакая теория. Жизнь — вечное становление и вечное возвращение, круговорот Вселенной. А ее сущность — воля к власти есть пафос — самый элементарный факт, из которого только и возникает становление.

Гносеология: искусство — я-я более глубоким и надежным способом познания, чем наука (европейская культура встала на ложный путь абсолютизировав роль науки в познании). Всякое познание я-я орудием власти, поэтому его цель — приносить человечеству пользу. А истина — это как «полезное заблуждение» и доказывается она не логикой, а пользой и выгодой. Ницше выступил за пересмотр всех ценностей общества и человека. Старые истины, мораль, религия — все следует отбросить, ибо они не способствуют утверждению воли к власти. Поэтому старая «мораль рабов» должна быть заменена «моралью господ», которая признает неравенство людей. Эти новые люди «сверхчеловеки» должны стать над всеми остальными. Сверхчеловек- это люди не связанные с обществом, человек, поставивший себя на место Бога ему свойственно превосходство и презрение к «серой массе».