... > Этика и эстетика > Этические взгляды Хайдеггера....

Этические взгляды Хайдеггера. Забота, экзистенциалы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Мартин Хайдеггер феноменологии Бытии и времени фундаментальной онтологией предсуществующий мир бестревожный путь конформизма
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Мартин Хайдеггер (1889–1976), немецкий философ-экзистенциалист, оказал значительное влияние на европейскую философию XX в. Будучи студентом и ассистентом Э.Гуссерля, внес серьезный вклад в развитие феноменологии. Однако взгляды Хайдеггера весьма отличаются от взглядов Гуссерля. Последний акцентировал внимание на рефлексивных и по большей части рациональных формах опыта сознания, в то время как Хайдеггер придавал особое значение лежащей в их основе экзистенциальной ситуации. Согласно Хайдеггеру, подлинное понимание должно начинаться с наиболее фундаментальных уровней исторического, практического и эмоционального существования человека — тех уровней, которые поначалу могут и не осознаваться и которые, возможно, влияют на деятельность самого разума.

В Бытии и времени Хайдеггер предлагал исследовать смысл бытия и описать формы, в которых бытие себя являет, — эту задачу он называл фундаментальной онтологией. Отправным моментом, с его точки зрения, должно быть описание наиболее близкого нам феномена бытия — человеческого существования. Однако, в отличие от Гуссерля, для которого подобное описание возможно только на рефлексивном уровне чистого сознания, Хайдеггер настаивал, что человеческое существование должно анализироваться через его конкретные отношения с социально-историческим миром, в котором человек говорит, мыслит и действует. Человеческий субъект уже здесь, он присутствует, заброшен в предсуществующий мир. Хайдеггер анализировал несколько первичных способов (экзистенциалов) человеческого бытия в мире, таких как инструментальное обращение с вещами, понимание и истолкование мира, использование человеком языка, понимание того, что существует другой и забота о других, а также настроения и наклонности. В каждом из этих способов бытия человеческое существование отличается от существования объектов.

Таким образом, человеческое существование объясняется исходя из контекста реальных и практических отношений человека с миром. К несчастью, человек оказывается все более поглощенным повседневными заботами и забывает о своем бытии. Он теряет чувство своей подлинности и впадает в усредненное существование, в неполноценные способы бытия в мире. Это — бестревожный путь конформизма. Человек превращается в одного из них, вливается в анонимную толпу, принимает ее ценности и усваивает ее способы поведения и мышления. Однако, опираясь на свой глубинный, личностный опыт, человек может вновь обрести подлинность существования. Например, тревога разрушает привычные схемы жизни и отношений, что приводит к уединению. Тогда безличные люди больше не могут доминировать, поскольку они уже не дают человеку чувства комфортности и безмятежного существования. Для Хайдеггера и экзистенциалистов опыт тревоги не только освобождает человека от мертвящего конформизма, но и открывает ему его собственное бытие как бытие ответственной за свое существование личности, способной к решительным действиям. Хайдеггер подчеркивает конечный характер человеческого существования, поскольку всякий опыт носит временной характер, человек может размышлять о его границах, определяющих бытие в предчувствии смерти.