Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Альберт Швейцер считал, что по критерию нравственной ценности человек не выделялся среди живых существ. Его этику можно назвать виталистской. Швейцер придерживался мнения, что нельзя навязывать другим людям своих мнений и оценок, считал безнравственным вторжение в чужую душу. И чем лучше человек послужит себе в первой — эгоистической, «языческой» половине жизни, тем лучше он сможет служить другим людям во второй — моральной, «христианской» ее половине. Первую половину жизни Швейцер посвятил самоутверждению, вторую — самоотречению. Этика возможна не как знание, а как действие, индивидуальный выбор, поведение.
Этика, в понимании Швейцера, и научное знание — разнородные явления: этика есть приобщение к вечному, абсолютному, а научное знание всегда конечно, относительно, этика творит бытие, а научное знание описывает его. Этика в ее практическом выражении совпадает со следованием основному принципу нравственного, с благоговением перед жизнью. Любое отступление от этого принципа — моральное зло.