... > Этика и эстетика > Этика буддизма. Четыре...

Этика буддизма. Четыре благородные истины Будды

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Моральные заповеди требование монашеского образа жизни Духкха Благородные истины Буддизм Сиддхартха Гаутама
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Буддизм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине I тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Моральные заповеди раннего Буддизма носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды.

Элементарные, обязательные для всех заповеди сводились к пяти:

  • не убивать ни одного живого существа;

  • не брать чужой собственности;

  • не касаться чужой жены;

  • не говорить неправды;

  • не пить вина.

Но для тех, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что нельзя умерщвлять даже едва заметных глазу насекомых: поэтому нельзя пить из чаши непроцеженную воду, ибо в ней могут оказаться маленькие живые существа, нельзя заниматься земледелием, так как пахарь своим плугом может невольно нанести вред земляным червякам, и т.д. Запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия. Запрет брать чужую собственность усовершенствуется требованием отказа от всякой собственности. Запрет употребления спиртных напитков расширяется до строгого воздержания в пище, хотя и не доходящего до крайностей брахманов-аскетов, нередко отказывавшихся от пищи вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

Одна из важных заповедей буддизма — любовь и милосердие ко всем живым существам.

Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам — это не активная и деятельная любовь, а скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. В основе буддистской этики лежит знание закона кармы, которое гласит, что не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы.

Благородные истины:

  • Истина о дуккха или беспокойной неудовлетворенности.

  • Истина о возникновении дуккха

  • Истина о прекращении дуккха

  • Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха

Духкха — термин, обычно передаваемый с языков пали и санскрита как «страдание».