... > Этика и эстетика > Этика Древней Индии

Этика Древней Индии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Веды Реинкарнация брахман майя сансара карма нирвана Буддизм Джайнизм Йога
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды — сборник религиозных текстов, гимнов, ритуалов, В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная. Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном — стремление за пределы материально-чувственной реальности.

Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности в земной жизни.

Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:

  • непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

  • религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

  • аскетическая жизнь считалась наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;

  • неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности — раствориться в духовном первоначале.

Основные понятия древнеиндийской этической традиции:

  • брахман — духовное первоначало мира;

  • майя — материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;

  • сансара — «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;

  • карма — в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;

  • нирвана — угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».

Буддизм базируется на «четырех благородных истинах»:

  • жизнь есть зло и страдание;

  • причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

  • чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;

  • к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает воздержание от лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий, эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности.

Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.

Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.