... > Этика и эстетика > Этика иудаизма. Десять...

Этика иудаизма. Десять заповедей Моисея

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Моисей верховенство закона Основная жизненная миссия Моисея десять заповедей (Декалог) Иудаизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Иудаизм, иудейство — религиозное, национальное и этическое мировоззрение, зародившиеся у еврейского народа во 2-м тысячелетии до н. э.

Моисей — законодатель и учитель еврейского народа, основатель иудаизма.

Он исходил из идеи, что путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, то есть через верховенство закона. С именем Моисея связан один из древнейших кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей. Основная жизненная миссия Моисея — вывести евреев из египетского рабства. После сорока лет блужданий по пустыне, Моисей привел израильтян в землю обетованную. Ему было уже 120 лет. Моисей — духовный отец своего народа. Он создал общую веру, духовно сплотившую разрозненные племена, разработал детализированный свод правил, регулирующих все сферы жизни — от благочестия до элементарной гигиены. Общей основой этих правил являются десять заповедей (Декалог). Несоблюдение этих нравственных заповедей ведет к серьезным наказаниям для людей — болезням, преждевременной смерти, проклятию в трех поколениях.

Десять заповедей (Декалог):

  • Первые три предписывают почитать одного лишь Яхве, не создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога.

  • Четвертая заповедь — помни день отдохновения. Суббота — день, который отдается Богу. Субботний отдых — одна из форм духовного единства еврейского народа.

  • Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери.

  • Последующие заповеди (с шестой по десятую) содержат нормы отношения человека к близким, то есть к представителям своего народа. "Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби ближнего, как самого себя".

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога — не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему — задают основную меру справедливости. Их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение — критерием нравственно достойного поведения.