Этика как учение о морали
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Иногда этику и определяют как науку о морали. Однако не всякое учение является научным, ибо научность — это высшая форма знания, предполагающая его истинность, систематичность, доказательность и проверяемость.
Этика — учение о морали.
При этом важно подчеркнуть, что этика не просто учение о морали, но и моральное учение, ибо в зависимости от того или иного понимания морали формируется и само моральное состояние субъекта.
Моральное сознание представляет собой специфический синтез представлений, чувств, в котором особым образом выражаются основополагающие стороны человеческого существования — отношения индивида с другими людьми, с обществом и природой в целом.
Специфика морального сознания выражается в соответствующих понятиях: добро и зло, справедливость, совесть, достоинство и др., в устремленности к высшим ценностям. В зависимости от носителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.
Основные функции морали:
В качестве исходной выступает оценочная функция. Прежде всего оценка производится через призму особых понятий морального сознания: добро и зло, справедливость, долг, совесть и т.д.
Познавательная функция. Она не имеет такого значения, такой интенсивности, как оценочная, но теснейшим образом с ней переплетается.
Мировоззренческая функция. В моральном сознании (прежде всего в нравственной философии) мировоззрение формируется через призму специфических понятий: мир рассматривается добрым или злым или, в лучшем случае, нейтральным по отношению к человеку, упорядоченным или хаотичным и т.д
Воспитательная функция. Это одна из важнейших функций морали. Без процесса воспитания — непрерывного, интенсивного и целенаправленного — невозможно существование общества, невозможно и становление отдельной человеческой личности.
Регулятивная функция. Она является своеобразным синтезом всех других функций, ибо, в конечном счете, задача морали состоит в направлении помыслов и действий отдельного человека.