Этика православия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Православная этика — разновидность христианского нравственного учения, разделяющая его основные идеалы, принципы и установки с другими направлениями христианства, но имеющая специфические характерные отличия.
Спецификой христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей.
Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от "первородного греха. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице — в качестве Иисуса Христа — он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте. Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя.
Христианская этика формулирует нравственные нормы, принципы, ценности, моральные добродетели и нравственный идеал христианства, черпая их содержание из вероучения. Любовь как выражение сущности самого Бога и всего нравственного миропорядка лежит в основе всех ценностей христианской морали. Православная этика пронизана призывами к добросердечию и душевности, незлобивости, к милосердию, любви и отзывчивости человека. Моральные поучения православия включают идеи смирения. Земная жизнь рассматривается как подготовление к жизни небесной, а её целью объявляется духовное спасение "от греха и зла", которое невозможно без помощи Бога и церкви как его посредника.
Для православия характерен упор на эмоционально-чувственное переживание человеком своего нравственного долга в отличие от рационалистического восприятия христианской веры. Важнейшими ценностями здесь являются жалостливость и сердечность в отношениях между людьми, братская любовь и великодушие, широта души и бескорыстие, а не расчетливость и выгода, присущие западному человеку. Отсюда отстраненность православия от самостоятельного участия в политической и экономической жизни, от властолюбивых устремлений. Обращение к совести и сердечности, к искренней глубокой вере в божественную справедливость добра выгодно отличают православное нравственное учение от западных христианских учений с их расчетливостью и предусмотрительностью, стремлением к подчинению воли верующего мотивам выгоды, с присущим ему прозелитизмом.