Феноменологическая эстетика
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Феноменологическая эстетика — направление в эстетике, сложившееся в 1930—1950 годы под воздействием критики трансцендентального идеализма за «субъективизм» и «психологизм» и феноменологии Эдмунда Гуссерля, направленной на возвращение от аналитики субъекта «Назад к самим вещам!».
Феноменологическая эстетика ценит в субъекте не активность мышления, а способность созерцания. Феноменология относится к бытию посредством беспредпосылочного видения, в котором формы созерцания не являются тождественными формам чувственного восприятия. Она не признает возможность постигнуть бытие с помощью чистого разума и отводит главную роль языку: содержание актов «слушания» и «видения» не является невыразимо «субъективным».
Феноменологи обращаются к онтологической проблеме эстетики — явленности бытия сознанию как интенционального предмета в процессе эстетического созерцания. Рассмотрение эстетического феномена как интенционального характерно для философов: М. Хайдеггера, М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартра и Э. Левинаса.
Их философские взгляды являются своеобразным переходом от феноменологии к экзистенциализму. Первыми непосредственно феноменологическими работами в эстетике являются труды В. Конрада «Эстетический предмет», М. Гайдера «Введение в феноменологию эстетического вкуса» и «Введение в эстетику» и «Основоположения эстетической теории ценностей» Р.Одебрехта. Ядром феноменологической эстетики выступают концепции Р. Ингардена, Н. Гартмана и М. Дюфренна.