Философско-этические учения древнего Востока (этика Будды и Конфуция)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Первые зачатки этический знаний появляются в государствах Древнего Востока.
Основными социокультурными условиями являлись:
культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;
подчиненность индивида социальной группы, ее обычаям;
преобладанием идеалов коллективизма;
сложная система ритуалов и церемоний.
Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды: сборник религиозных текстов, гимнов, ритуальных формул. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная. Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане — тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном — стремление за пределы материально-чувственной реальности.
Указанные социокультурные предпосылки обусловили формирование следующих особенностей древнеиндийской этики:
непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;
религиозный характер подавляющего большинства этических учений;
аскетическая жизнь считается наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;
неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности — раствориться в духовном первоначале.
Основные понятия древнеиндийской этической традиции:
Брахман — духовное первоначало мира.
Майя — материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию».
Сансара — «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнациюю
Карма — в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнациию
Ниравана — угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».