Генезис морали
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В истории развития морали выделяют несколько этапов:
мораль архаичного общества;
мораль рабовладельческого общества;
мораль феодального общества;
мораль буржуазного общества.
Мораль архаичного общества
Истоки нравственных отношений начинают закладываться еще при родовом строе. Эти отношения отличались сплоченностью и внутренним единством, что обеспечивалось отсутствием разделения труда и социального неравенства. Отдельно взятый человек не мог существовать вне коллектива, поэтому его жизнь сливалась с общественной, была подчинена интересам большинства. В родовом обществе ценились и поощрялись сила, мужество, способность к самопожертвованию во имя существования рода, трудолюбие. Моральное регулирование осуществлялось через систему обычаев, традиций, ритуалов и т. д. Все это рассматривалось как заветы предков, или заповеди, и передавалось из поколения в поколение. Важно отметить, что мораль родового общества имеет локальный характер, нравственные нормы получают распространение среди членов одного коллектива. Кроме того, первобытный человек считал, что окружающий мир мыслит и чувствует, как и он сам, поэтому моральные оценки распространялись в том числе и на объекты природы. Постепенно в практике человеческих отношений формируется система табу, или запретов, которые носили целесообразный характер. Экзогамия, запрет на каннибализм, убийство сородичей, инцест и т. д. обеспечивали выживание рода. Тем не менее мораль первобытного общества не являлась результатом сознательного выбора людей.
Мораль рабовладельческого общества
В рабовладельческом обществе мораль распространялась только на свободных людей. Высоко оценивались такие качества, как мужество, храбрость, стойкость, верность и любовь к отечеству, воинская доблесть, презрение к труду, жесткость в войнах, властолюбие. Раба не рассматривали как полноценную нравственную личность, всячески прививали ему чувство покорности и смирения, стремились убедить в том, что господин и его семья – естественные его повелители, заменяющие семью и потерянную родину. Жестокое отношение к рабам особенно было характерным для Древнего Рима. В частности, известна история о Поллионе, когда «на званом обеде, в присутствии императора Августа, раб нечаянно разбил драгоценный хрустальный сосуд; Поллион приказал бросить его в садок к миногам, и даже просьбы самого Августа не тронули почтенного патриция. Тогда взбешенный император, перебив всю хрустальную посуду, велел швырнуть ее в садок. Как в Греции гражданина карал закон не только за смерть раба, но и за жестокое обращение с ним, так и римский закон предоставлял господину поступать с своим невольником решительно как ему будет угодно. В первые времена Рима раб считался чуть ли не членом семьи: ел, пил со своим господином да и работал наравне с ним; но впоследствии могущество Рима развило и жестокость; равномерно с богатством стало возрастать и число рабов, доставлявшихся отовсюду из самых дальних провинций империи. Отсюда дешевизна рабов: беднейший римлянин мог купить раба за бесценок. Жестокосердность их властителя простиралась до того, что старых, увечных рабов продавали за гроши, отрывая, таким образом, нередко от семьи и родины старика, которому оставалось прожить уже недолго». В рабовладельческую эпоху предпринимаются первые попытки теоретического осмысления нравственного и безнравственного поведения. Многие писатели и философы Античности осуждали жажду наживы, невежество, стремление к роскоши, обман и жестокость, поднимали вопросы добра и зла, справедливости и несправедливости, провозглашали наивысшей свободой нравственное совершенство и равенства всех людей перед моральным законом.
Мораль феодального общества
В таком обществе мораль носила сословный характер. Каждое сословие имело четкий статус и соответственно свои нравственные добродетели, права и обязанности. Тот, кто находился на вершине социальной лестницы, считался более совершенным в нравственном отношении. Иерархическая подчиненность между сословиями определяла характер морали эпохи феодализма. Крестьяне должны повиноваться своему сеньору, а сеньор – государю. Считалось, что дворянину должны быть присущи благородство, щедрость, верность слову и сеньору, честь, гордость. Нравственной добродетелью считалась и внешняя привлекательность. Дворянин был «благородного» происхождения, поэтому он имел право быть богатым и презирать труд. Но все то, что было предписано высшему дворянскому сословию, оказывалось непозволительным для других. Стремление к богатству «не по статусу» расценивалось как жадность и «смертный грех». Нравственными качествами крестьян считались трудолюбие и покорность, а монахов – целомудрие и аскетизм. Религия объявляла существующий порядок вещей богоустановленным, осуждала гордыню и неповиновение, требовала «соблюдать свое место» в жизни.
Мораль буржуазного общества
Буржуазная мораль начинает складываться в эпоху Возрождения, когда появляются новые капиталистические отношения. В результате сформировалась новая система ценностей: приобретение и умножение собственности, стремление к власти, завоевание престижа, бережливость. Нравственным идеалом является энергичный человек, который собственными силами добивался положения в обществе. Буржуазная мораль оправдывает социальное неравенство, рассматривает других людей как потенциальных конкурентов. Очевидно, что в основе буржуазной морали находится стремление к частному интересу как залогу общественной активности, которое стимулирует материальное и духовное развитие общества и личности. С одной стороны, нацеливая личность на успех, буржуазная мораль формирует потребительское отношение к жизни и не заботиться о том, насколько нравственными являются сами цели и мотивы человеческой деятельности. Но с другой стороны, она благотворно воздействует на процесс социального освобождения и духовного совершенствования личности. Выражением нравственного прогресса является расширение сферы применения морали в общественной жизни. В настоящее время мораль проникает всюду, начиная от производственно-технических до политических отношений. При этом очевидной стала динамика регулятивных механизмов морали. Если на ранних стадиях развития человеческого общества соблюдение нравственных норм обеспечивалось принуждением и коллективным мнением, то впоследствии индивид приобрел автономию в определении выбора модели поведения. Именно в ХХ в. отмечается демократизация нравственных норм и отношений. Динамизм социальной жизни обусловил появление ответственного субъекта деятельности, который должен уметь делать гуманистический выбор в сложных жизненных ситуациях. Индивид теперь имеет возможность проявлять творчество в морали, что обеспечивается терпимостью к разным нравственным точкам зрения и нормам поведения.