Игра как эстетическая категория
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Игра — одно из ключевых понятий культурологии, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности.
Игра имманентно присуща человеку, она использовалась в качестве метафоры человеческого существования, актуализировалась во все эпохи, начиная с античности вплоть до XX века. Еще Платон говорил: каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры.
Ведущий исследователь игры в XX в. — Хейзинг написал: Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя.
Г. Спенсер исходит из того, что игра есть биологическая функция организма животного и человека, хотя и не является условием поддержания его жизни. Игра есть точно такое же искусственное упражнение сил, которые, вследствие недостатка для них естественного упражнения, становятся столь готовыми для их разрешения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей.
Немецкий психолог К. Гроос придает игре иной характер. Он разделяет игры животных и игры людей и рассматривает игру как свойство лишь высокоразвитых животных. По Гроосу, игра является формой самообучения на присущем каждому виду уровне.
Основатель психоанализа З. Фрейд в работе Я и Оно пишет, что инстинкт жизни и инстинкт смерти являются биологической основой игры. Удовольствие же является неотъемлемым свойством игры. Он видел в игре выражение глубинных инстинктов и влечений.
Одно из самых значительных попыток синтеза психологических и педагогических аспектов детской игры — Психология игры Д.Б. Эльконина. По его мнению, главным в игре дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ходе осуществления роли преобразуется не только действительность ребенка, но и его отношение к ней. Составляющие игрового процесса, по Эльконину, следующие: роль, мнимая ситуация, сюжет игры, содержание игры.
Л.С. Выготский — основатель русской психологической школы игры — рассматривал игру как ведущую для понимания психического развития в дошкольном возрасте деятельность. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции, а ее сущность в том, что она исполнение желаний.
Э. Берн — американский психотерапевт и теоретик психоанализа в работе Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы - проблему игры рассматривает в комплексе трансактного анализа. Берн анализирует множество человеческих игр: супружеских, сексуальных, преступных и т.п. Игры — это стандартные цепочки трансакций, направленных на снятие напряжения и структурирование времени.
Игре отводится в основном развивающая и компенсаторная функция для способностей человека; подчеркивается важность игры в детском возрасте.