... > Этика и эстетика > Игра как эстетическая...

Игра как эстетическая категория

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Игра Платон Хейзинг Г. Спенсер биологическая функция К. Гроос З. Фрейд инстинкт смерти инстинкт жизни Психология игры Д.Б. Эльконина Л.С. Выготский Э. Берн компенсаторная функция
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Игра — одно из ключевых понятий культурологии, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности.

Игра имманентно присуща человеку, она использовалась в качестве метафоры человеческого существования, актуализировалась во все эпохи, начиная с античности вплоть до XX века. Еще Платон говорил: каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры.

Ведущий исследователь игры в XX в. — Хейзинг написал: Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру — нельзя.

Г. Спенсер исходит из того, что игра есть биологическая функция организма животного и человека, хотя и не является условием поддержания его жизни. Игра есть точно такое же искусственное упражнение сил, которые, вследствие недостатка для них естественного упражнения, становятся столь готовыми для их разрешения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей.

Немецкий психолог К. Гроос придает игре иной характер. Он разделяет игры животных и игры людей и рассматривает игру как свойство лишь высокоразвитых животных. По Гроосу, игра является формой самообучения на присущем каждому виду уровне.

Основатель психоанализа З. Фрейд в работе Я и Оно пишет, что инстинкт жизни и инстинкт смерти являются биологической основой игры. Удовольствие же является неотъемлемым свойством игры. Он видел в игре выражение глубинных инстинктов и влечений.

Одно из самых значительных попыток синтеза психологических и педагогических аспектов детской игры — Психология игры Д.Б. Эльконина. По его мнению, главным в игре дошкольников является роль, которую берет на себя ребенок. В ходе осуществления роли преобразуется не только действительность ребенка, но и его отношение к ней. Составляющие игрового процесса, по Эльконину, следующие: роль, мнимая ситуация, сюжет игры, содержание игры.

Л.С. Выготский — основатель русской психологической школы игры — рассматривал игру как ведущую для понимания психического развития в дошкольном возрасте деятельность. Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые немедленно тенденции, а ее сущность в том, что она исполнение желаний.

Э. Берн — американский психотерапевт и теоретик психоанализа в работе Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы - проблему игры рассматривает в комплексе трансактного анализа. Берн анализирует множество человеческих игр: супружеских, сексуальных, преступных и т.п. Игры — это стандартные цепочки трансакций, направленных на снятие напряжения и структурирование времени.

Игре отводится в основном развивающая и компенсаторная функция для способностей человека; подчеркивается важность игры в детском возрасте.