... > Этика и эстетика > История развития этических...

История развития этических учений

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Этика античности Разум Анализ этических систем Моральная личность Семь греческих мудрецов софисты Сократ Платон Аристотель эпикуреизм стоицизм эвдемонизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей..." Не случайно, поэтому преобладание натуралистической (конкретнее — эвдемонистической) ориентации в нравственных исканиях античных мудрецов. Кроме того, важнейшей особенностью их этической рефлексии была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности.

Разум правит миром античной этики, первостепенное значение (в любом конкретном моральном выборе и в выборе правильного жизненного пути) сомнению и подвергается. Другая характеристика античного мировоззрения стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром), принимавшее в зависимости от тех или других социокультурных обстоятельств различные формы воплощения. Основное направление развития античной этики связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком (Семь греческих мудрецов) к идее единства индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человеческой личности (софисты, Сократ, Платон, Аристотель), и, наконец, к противопоставлению человека миру социального бытия, выработке рецептов для ухода в свой собственный, внутренний мир (эпикуреизм, стоицизм).

Анализ этических систем античной этики свидетельствует о том, что она является этикой добродетели. Моральная личность является свидетельством морального аргумента, связующим звеном между нравственной практикой и моральным долженствованием. По мнению Демокрита (460-370 гг. до н. э.) эвдемонизм, как стремление к счастью, является главной целью человека. Демокрит выделяет два ряда законов — естественные (природные) и законы, устанавливаемые людьми — нравственные. Люди приходят к познанию добра и зла через воспитание. Мудрость приносит человеку три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать. Порок — следствие невежества.