Категории добра и зла

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Категории добра и зла Добро Зло Дуализм Монизм Концепция ненасилия
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Категории добра и зла являются в этике центральными, поскольку они разграничивают все нравственное и безнравственное.

Добро — это этическая категория, которая в обобщенной форме обозначает все должное и нравственно-положительное. Добром считается все то, что способствует реализации сущности человека, самовыявлению.

Зло — это этическая категория, которая в обобщенной форме обозначает все то,что противостоит идеалам и ценностям людей. Понятия добра и зла исторически подвижны. Первоначально добро имело значение материальных ценностей; добром считались и те качества человека, благодаря которым можно было чем-то обладать, т.е. храбрость и сила.

И только после того, как произошло разделение ценностей на материальные и духовные, категория добра стала употребляться для оценки нравственных отношений.

В этике существует два подхода к определению природы добра и зла:

  • Дуализм (признает равноправие добра и зла, которые являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве).

    Монизм (признает действительным абсолютным началом божественное добро).

Зло представляет собой результат ошибочных или порочных решений человека, осуществляющего свободный выбор. Добро и зло определяются в отношении к высшему благу. Важно понимать, что добро и зло не являются объективными сущностями. Их природа аксиологична. Ценностное измерение добра и зла определяется не тем, в чем усматривается источник высшего блага, а тем, каково его содержание.

Важно отметить, что добро и зло не являются объективными сущностями, они действуют в области человеческого сознания и отношений. Кроме того, люди могут иметь разное понимание добра и зла в силу разных интересов и отношений к действительности. Добро и зло носят относительный характер, т. к. добро в процессе своего развития может превратиться в зло и наоборот; они не существуют как отдельные явления, т. к. добро содержит в себе элементы зла, равно как и зло предполагает наличие добра. Таким образом, добро и зло представляют собой единство противоположностей, которые постоянно находятся в борьбе, взаимополагают и одновременно взаимоисключают друг друга. В этой связи закономерно возникает вопрос о необходимости и правомерности борьбы со злом. Эта проблема в истории решается с позиций силы и ненасилия. В современной философии получила распространение концепция ненасилия, которая предполагает исключение насилия в любых его формах и проявлениях.

Концепция ненасилия предусматривает ценностное отношение к человеку и отстаивает такие нравственные принципы, как терпимость, взаимопонимание, сочувствие. Идеал ненасилия был сформулирован в Нагорной проповеди Христа. Однако люди, как в прошлом, так и в настоящем склонны считать, что Нагорная проповедь предназначена для идеального мира; нужно быть святым, чтобы понять ее логику. Поэтому в истории западной культуры ненасилие не рассматривалось в качестве средства преодоления зла и социальной несправедливости. Ненасилие понималось как результат индивидуальной победы над грехом. В ХХ в. концепция ненасилия приобретает особую актуальность. Ненасилие трактуется как более эффективное средство преодоления зла, нежели насилие, поскольку, во-первых, отвечая на зло насилием, можно увеличить количество зла; во-вторых, ненасилие способствует возвышению человека, позволяет ему достойно противостоять злу, не роняя своего достоинства. Разница между насилием и ненасилием заключается в том, что насилие всегда стремится к подавлению и уничтожению противника и тем самым только временно разрешает конфликтную ситуацию. Ненасилие, напротив, стремится устранить причины конфликта.