Концепции происхождения морали
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Религиозная. Первоначальное и высшее основание морали — «божественный закон»:
высшая ступень;
вторая ступень — «естественный нравственный закон», закон в человеческой душе актом божественного творения и заключение в стремлении к слиянию его души с Богом;
низшая ступень — «человеческий позитивный закон» — совокупность норм, установленных обществом.
Натуралистическая — мораль присуща человеку изначально, заложено в нём самой природой. Направления:
социал-дарвинизм;
евгеника;
фрейдизм.
Социологизаторская — связывает возникновение морали с социально-историческим развитием человека. Тайна нравственности заключается не в человеческом существе, а уходит своими истоками в социально-исторические условия и потребности общества. Нравственность является ответом на эти потребности, ибо она организует поведение человека наиболее «удобным» для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование.
Культурологическая — обобщающий подход. Не отрицая биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни её социальных оснований, предполагая изначально включенность морали в исторический процесс, связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями, в которых протекала эта эволюция.