Механизмы взаимопонимания в общении (идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Общение — форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.
Психический контакт обеспечивает в общении сопереживание, взаимный обмен эмоциями.
Основные психотехнические приемы общения:
воображаемый диалог, когда синтаксический строй слов в предложении имитирует обстановку диалога;
вопрос — ответ, когда собеседник сам задает себе вопрос и сам на него отвечает;
риторический вопрос, который содержит утверждение или отрицание, возбуждая мысли, эмоции партнера;
эмоциональное восклицание, усиливающее внимание к теме общения;
инверсия, т.е. осмысленное нарушение порядка слов.
Механизмы взаимопонимания в общении:
Идентификация — способ понимания другого путем осознанного или неосознанного уподобления себе.
Стереотипизация — отнесение полученных фактов поведения к уже известным типам поведения, черт характера.
Рефлексия — осмысление человеком того, какими средствами он произвел на партнера то или иное впечатление.
Обратная связь — прямое получение от партнера информации о воздействии на него.
Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трех действий:
словесного,
оптико-кинетического,
психотехнического.
Воздействие — это фактическое выражение коммуникативности общения.
Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения:
дистанцией — расстоянием, причем физическим, между партнерами по общению;
пристройкой — позицией, выражающей отношение одного партнера к другому;
временем, местом и ситуацией — условиями общения, определяющими напряженный или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения.