... > Этика и эстетика > Мера, гармония, эстетическое....

Мера, гармония, эстетическое. Основные эстетические категории

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

математический эстетичный художественный гармонии Вселенной Мера Гармония Эстетическое
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В истории существовали по меньшей мере три основных типа понимания гармонии:

  • математический;

  • эстетичный;

  • художественный.

Однако слишком редко существовали они в «чистом» виде, потому что, тесно переплетаясь друг с другом, составляли по большей части нерасчлененное единство.

Мера — эстетическая категория, отражающая значимость качественно-количественной определенности и целостности предметов, явлений и процессов объективного мира.

Современная эстетичная наука широко использует философские категории гармония и мера. Одной из кардинальных ее проблем есть вопрос о гармонии природы и даже больше — о гармонии Вселенной. Отвечают ли измерения человека измерениям природы? Эстетичная наука ищет ответа на эти вопросы в широком контексте философского и естественного знания. И очень важным аспектом изучения гармонии является решение современных экологических проблем, сожительства человека и биосферы, сохранения и воссоздания природы. Не менее актуальной является проблема воспитания гармоничного человека. Эта широта проблематики свидетельствует об универсальности гармонии как важной эстетической категории.

Гармония — единство многообразного, согласие противоречивого. Гармония — это истинность бытия, созвучность космосу. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение.

Эстетическое — метакатегория, то есть самая широкая и фундаментальная категория эстетики.

Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства. Эстетическое было осознано как самостоятельная и основополагающая для системы эстетических знаний категория только во второй половине ХХ в. (Л. Столович, В. Ванслов, Ю. Борев). До этого разработка коренной категории эстетики — прекрасного — предвосхищала теоретическое осознание и «появление» эстетического (эстетических свойств).