Модели и подходы к проблеме нравственности в медицине

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Модель Парацельса Деонтологическая модель Модель сакрального типа патерналистская модель Роберт Н. Вилсон Парацельсом патернализм Моральные обязанности врача Модель технического типа
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
  • Модель Парацельса («делай добро»). Наиболее отчетливо ее постулаты были изложены врачом Парацельсом (1493—1541). В модели Парацельса главное значение приобретает патернализм — эмоциональный и душевный контакт врача и пациента, на основе которого строится лечебный процесс.

  • Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»). В основе ее находится принцип «соблюдения долга» (от греч. deontos — «должное»). Она основывается на строгом выполнении предписаний морального порядка, соблюдении определенного набора правил, которые устанавливает медицинское сообщество, социум, а также собственный разум и воля врача для обязательного их исполнения. Для каждой врачебной специальности имеется свой «кодекс чести», несоблюдение которого наказывается дисциплинарными взысканиями.

  • Модель технического типа. Одним из результатов биологической революции является возникновение врача ученого. Научная традиция повелевает ученому быть «беспристрастным». Его работа должна основываться на фактах, врач обязан избегать ценностных суждений.

  • Модель сакрального типа. Полярной к описанной выше модели стала патерналистская модель отношений «врач — пациент». Социолог Роберт Н. Вилсон охарактеризовал эту модель как сакральную.

Главный моральный принцип, который формулирует традицию сакрального вида, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда».

Вот основные принципы, которые должен соблюдать врач по этой модели:

  • Приносить пользу и не наносить вреда. Никто не может снять моральную обязанность. Врач должен приносить только пользу пациенту, избегая полностью причинения вреда. Этот принцип воспринимается в широком контексте и составляет только один элемент всей массы моральных обязанностей.

  • Защита личной свободы. Основополагающей ценностью любого общества является личная свобода. Личная свобода как врача, так и пациента должна защищаться, даже если кому то кажется, что это может нанести вред. Суждение какой либо группы людей не должно служить авторитетом при выборе решения, что приносит пользу, а что наносит вред.

  • Охрана человеческого достоинства. Равенство всех людей по их моральным принципам предполагает, что любой из нас обладает главными человеческими достоинствами. Личная свобода выбора, полное распоряжение своим телом и собственной жизнью оказывают содействие реализации человеческого достоинства.

  • Говорить правду и исполнять обещания. Моральные обязанности врача — говорить правду и исполнять данные обещания — столь же разумные, сколь и традиционные. Но можно лишь сожалеть о том, что и эти основания взаимодействия между людьми можно сделать минимальными с той целью, чтобы соблюсти принцип «не навреди».

  • Соблюдай справедливость и восстанавливай ее. Социальная революция усилила озабоченность общества равенством распределения основных медицинских услуг.

Таким образом, если охрана здоровья является правом, то это право должно быть для всех.