... > Этика и эстетика > Мораль Ветхого Завета

Мораль Ветхого Завета

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

учения Иисуса Христа Нового Завет Сущность профетизма законничество Христанское сознание Этическая ограниченность
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Известно, что между Ветхим и Новым Заветом существует самая тесная связь и историческая преемственность. Поэтому, усвоение смысла ветхозаветной этики приобретает важное значение для понимания учения Иисуса Христа и Нового Завета в целом.

Христианские идеалы, учение о высшем благе и геоцентрическая этика Ветхого Завета имеют свои общие корни в Боге. Это верно прежде всего, в отношении ветхозаветного профетизма. Сущность профетизма заключается в оценке всех явлений истории и жизни отдельной личности на основе соблюдения высших этических норм. Послушание воле Божией — главный принцип ветхозаветного благочестия, а непослушание — один из тягчайших грехов.

Для Ветхого Завета характерно также законничество, то есть внешнее исполнение заповеди, обряда или ритуала, в то время, как мотивы поведения остаются на втором плане. Во времена Иисуса законничество в Израиле особенно процветало. Христанское сознание особенно удивляет ветхозаветная жестокость к врагам, когда в ее чрезвычайных проявлениях наказанию смертью подвергались не только мужчины и женщины, но даже дети и грудные младенцы.

Христианство обычно представляется в качестве религии , милосердия, терпимости, любви к Богу и ближнему. Конечно, если сравнить содержание Ветхого и Нового Завета, то подобные утверждения имеют под собой определенную почву. Действительно, в Ветхом Завете описывают много весьма жестких обычаев, существовавших около трех тысяч лет назад, которые предписывали весьма суровые (вплоть до смертной казни) наказания за самые различные проступки: почитание других богов, супружеская неверность, непочтительное отношение к родителям и т.д.

И все же Ветхий Завет обладает определенным этическим несовершенством. Этическая ограниченность ветхозаветной этики проявляется в том, что это этика народа, не достигшего зрелого морального уровня. Свое развитие и последующее завершение она получила только в Новом Завете, в особенности — в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Другими словами, израильско-иудейская этика Ветхого Завета получила свое полное развитие и завершение только в христианстве.