... > Этика и эстетика > Морально-нравственные основания общения

Морально-нравственные основания общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Общение Морально-нравственные принципы общения Самоценность «Презумпция порядочности» Духовность общения Право на ошибку Доверительность Уверенность Толерантность Критика
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение радости общения.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Общение является по существу центральным понятием в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др.

Морально-нравственные принципы общения:

  • Самоценность человеческого общения не зависит ни от целей, которые ставят перед собой его участники, ни от результатов. Ценность общения зависит лишь от его статуса как формы бытия человека: без общения человек полноценно существовать не может. Одиночество вынуждает человека, хотя бы временно, обращаться к любому общению. Все это свидетельствует о том, что потребность в общении присуща структуре человеческой души.

  • «Презумпция порядочности» — каждого партнера по общению изначально нужно считать порядочным человеком и соответствующим образом к нему относится, а также с учетом этого принципа строить свою «технику общения», что должно выражаться, в частности, в знаках вежливости, внимания, доверия, благородства, справедливости, равенства.

  • Право на ошибку, на покаяние и на возможность реабилитации. Ведь человек, в первую очередь, ориентируется на те нормы, идеалы и даже нравы, которые культивирует общество и если у него нет реального выбора, то он вынужден поступать «как все».

  • Духовность общения — проявление максимума милосердия, сочувствия, сострадания, заботы, внимания, готовности помочь и стремления к установлению взаимопонимания человек в общении, как правило, ждет не критики, не советов).

  • Доверительность, стремление к пониманию, которое, однако, не дает права на то, чтобы «без спросу лезть в душу», обвинять или оправдывать; не выражать открытого пренебрежения, неприятия своего партнера, нежелания его понять.

  • Ориентация на полное добровольное взаимоуважение права на неприкосновенность достоинства, доверие, равенство и справедливость.

  • Уверенность в надежности «другого» — умении хранить чужие тайны лучше, чем свои личные. Без этого в общении не может быть ни доверия, ни открытости в отношениях.

  • Толерантность к «непонятным» особенностям характера «другого», даже в том случае, если эти особенности совершенно неприемлемы для собственных вкусов, принципов и представлений. Это может проявляться, в частности, в избегании категоричных суждений, резко отрицательных оценок и т.п.

  • Обращение к партнеру обязательно по имени (даже в его отсутствии): проявить к нему определенное реальное уважение.

  • Критика, как и лекарство, должна быть вовремя и в меру: критиковать в присутствии третьих лиц совершенно нежелательно, а в некоторых случаях категорически недопустимо (например, критиковать одежду женщины за общим праздничным столом). Нужно избегать критических поучений и моралистических назиданий, стараться не давать необоснованных «общеутверждающих» или «общеотрицательных» суждений по поводу частных событий и единичных поступков.

  • Уважение человека не должно оставаться в рамках абстрактных установок: оно проявляется в уважении его друзей, его выбора, его идей, планов, прав, мнений, качеств, достоинств, даже планов, одежды и т.п.

  • Как можно меньше беспокоить окружающих своими проблемами, своим присутствием, своим общением, но, в то же время, нужно проявлять больше деликатного внимания к делам и заботам другого.