Мотивы и последствия морального поступка
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Консеквенциальная этика. Социальное последствия поступка — единственно правильный критерий. Оценивать действие нужно не по тому, что он планировал, а по тому, что реально получилось. Они считают, что мотивы поступка неопределённы и человек, как правило, сам не знает, чего он хотел. Какие именно последствия считать нравственными или не нравственными?
Существует 3 подхода:
Этика пользы (утилитаризма). Ценны только те поступки, которые принесли кому либо пользу, улучшили чью либо жизнь. Проблема в том, как правильно рассчитать эту пользу. Необходимо, чтобы была принесена польза большому количеству людей. Утилитаризм часто выражается как мелочный расчёт.
Гедонизм. Поступок хорош тогда, когда он принёс удовольствие другим людям. Возникает вопрос, как быть, если наслаждение одного достигается ценой страдания другого…
Этика эвдемонизма. Счастье — далеко не обязательно физическое наслаждение. Наслаждение делает нас зависимыми от среды. Счастье состоит в полной независимости от среды. Счастье — ощущение внутренней гармонии, равновесия. Хорошо тот поступок, который приближает или сохраняет это чувство.
Теория моральной доброты:
Критерий — характер мотивов человека. Если добрые намерения, то поступок хорош всегда. С точки зрения данной теории существует ещё одно название ригоризм — учение, согласно которому превыше всего это следование своему долгу. Человек не должен рассчитывать на успех и награду.
Разрешение проблемы — поиски гармоничного сочетания мотивов и последствий. С одной стороны не может быть добродетели вне моральной нравственности, с другой стороны, нравственной полнотой обладает только реализованный поступок.