Мужество

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Мужество преодоление страха смерти Предмет мужества Т. Гоббс страх смерти Б.Спинозы И.Кант каталога аффектов синоним нравственной твердости
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Мужество есть этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха

По мнению Аристотеля, мужество есть преодоление страха смерти. Речь идет не о всякой смерти, ибо она может наступить от причин, которые не подвластны человеку, — болезней, несчастных случаев и т.д. Предмет мужества — смерть, которая считается достойной, прекрасной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. Хотя мужество представляет собой середину между страхом и безумной отвагой, тем не менее оно ближе ко второй крайности; поэтому оно выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели, и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным.

С переходом от греческой античности к римской, которая является более воинственной, чем духовной, значение мужества даже возрастает. Мужество становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Т. Гоббс отказывает мужеству в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира.

У Б.Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов. И.Кант определяет понятие мужества как стойкость в исполнении долга и, следовательно, противодействия склонностям; быть мужественным — «отваживаться на то, что велит долг». Он считает, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше мужества, чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением).

В настоящее время понятие «мужества» чаще употребляется в расширительном смысле, как синоним нравственной твердости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только с физическими, но одновременно и даже прежде всего с потерями материальными, социальными, психологическими). Оно по преимуществу выступает как гражданская позиция и все больше теряет значение мужской добродетели.