Насилие и этика ненасилия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Жизнь человека постоянно связана с насилием. Способ решения государственных, межличностных, национальных проблем с позиции силы, можно сказать, стал традиционным. Привычно звучат слова: "прав тот, кто сильнее", "у сильного всегда бессильный виноват", "победителя не судят". Сильная воля, сильная власть, сильная рука — сила всегда имеет в нашем сознании позитивную окраску: сильный — значит достойный уважения. Итак, сила — это хорошее качество, это добро, это благо. Иное дело насилие. Насиловать, принуждать, неволить — действие обидное, незаконное, своевольное, т.е. действие, понуждающее поступать кого-то вопреки своей воле, желанию, потребности. Но ведь насилие — это только применение силы. А сила обнаруживает себя исключительно в процессе приложения.
Провести границу между ненасильственным применением силы и собственно насилием не представляется возможным.Существование насилия как средства приобретения и сохранения прав и привилегий, экономического и политического господства — это общеизвестный факт. В зависимости оттого, как квалифицируется насилие, задачи этических и философских концепций сводятся либо к апологии последнего (в случае признания за ним права на существование и положительной его оценки), либо к его критике.
Этика ненасилия возникает именно тогда, когда само насилие уже правит миром, творит беззаконие. Из истории этики нам известно, что всякое новое течение возникает в противовес существующей и господствующей тенденции (вспомним раннехристианскую этику или этику эпохи Возрождения). При этом возникающее этическое течение всегда ищет и находит опору в традиции, в идеалах предшествующих эпох. Таким идеалом для этики ненасилия стал принцип человеколюбия — универсальный, основополагающий моральный закон.
Этика ненасилия — это обоснование таких принципов и методов решения проблем и конфликтов, которые исключают применение насилия над личностью (морального и физического). Этика ненасилия — это образ жизни, в соответствии с которым человек строит свои отношения с людьми, относится ко всему живому, к природе.