... > Этика и эстетика > Немецкая классическая эстетика

Немецкая классическая эстетика

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Иммануил Кант Георг Вильгельм Фридрих Гегель Символическая стадия Классическая стадия Романтическая стадия романтизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Представители немецкой классической философии осуществили последнюю попытку создать целостное знание обо всех аспектах действительности, применили диалектический метод в изучении эстетических проблем и анализе художественного процесса.

Основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724–1804) заложил основы нового подхода к пониманию природы субъекта и его познавательных способностей. Он утверждал, что восприятие предметов и явлений окружающей действительности в качестве приятных или неприятных зависит не только от свойств этих объектов, но и от присущих каждому человеку чувств удовольствия или неудовольствия. Этим обстоятельством философ объяснял бесконечное многообразие вкусов. С его точки зрения, красота исключает целесообразность.

Для человека имеет значение лишь форма. Это значит, что, во-первых, эстетическое чувство бескорыстно и сводится к простому любованию предметом. Во-вторых, эстетическое суждение не может быть обосновано логически. В-третьих, прекрасным является то, что нравится без понятия. Иными словами, основой вкуса выступает субъективная целесообразность.

Другой представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) впервые разработал концепцию глобальной исторической эволюции искусств, в которой выделил три стадии — символическую, классическую, романтическую.

Символическая стадия представляет собой искусство Древнего Востока. Форма художественных произведений еще не обладает индивидуальными чертами.

Классическая стадия — это античное искусство, которое отличается гармоничным сочетанием формы и содержания. Именно в данную эпоху появляется эстетический идеал.

Романтическая стадия знаменует собой европейское искусство конца Средневековья — начала XIX в. Для этого этапа характерно преобладание содержания над формой, что неминуемо ведет к исчезновению искусства.

Гегель подчеркивал познавательную функцию художественных произведений. Цель искусства усматривается философом в утверждении общечеловеческих ценностей.

В конце XVIII – начале XIX в. в Европе возникает романтизм — художественное движение в западной культуре конца XVIII – начала XIX в. Его возникновение связано с кризисом идеологии просвещения, разочарованием в способности разума разрешить важные жизненные проблемы и обеспечить справедливость в общественной жизни.

Романтизм — это отрицательная реакция на французскую буржуазную революцию и те ценности, которые пропагандировала буржуазия.

Романтики отрицали реальную действительность, ее утилитаризм, бездуховность. Мироощущение романтиков пессимистично. Это настроение они пытались преодолеть путем бегства от повседневной действительности в идеализированное прошлое, мир природы, фантазий и воображения. Исходным принципом романтизма стало «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и идеального миров.

В основе творчества представителей данного движения находился человек, отрицающий действительность. В романтизме выявилась тенденция к стиранию грани между жизнью, философией, религией и искусством. При этом искусство представляло собой исходный пункт в осмыслении мира, оно стремилось поведать людям об основах мироздания. Романтики в своих произведениях обращались к религии, фольклору, истории и даже к жизни экзотических стран. Главный смысл романтического искусства заключался в воспроизведении глубин человеческого духа, культивировании сильных переживаний и страстей, которые полностью захватывают человека. В центре романтического искусства находилась одинокая человеческая личность, не принимающая несовершенного окружающего мира. При этом подчеркивалась значимость внутренней жизни человека. Фактически романтизм утверждал абсолютную свободу личности. Для данного художественного направления характерно отсутствие ориентации на канон и нормативность. Произведения представляют собой взаимопроникновение различных видов и жанров искусства, что помогало более адекватно воплотить полноту жизни. Художественный язык романтиков отличался образностью, экспрессивностью, интенсивной метафоричностью и аллегоричностью. В Германии романтизм представляли писатели – А. Шлегель и Ф. Шлегель;

Наиболее продуктивной почва романтического искусства оказалась для музыки. Формирование музыкальных выразительных средств романтизма можно обнаружить в конце XVIII в. в творчестве Л. ван Бетховена. XIX в. ознаменован деятельностью музыкантов-романтиков Ф. Шуберта, Р. Шумана, К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Г. Берлиоза, И. Брамса, Р. Вагнера.