... > Этика и эстетика > Основные эстетические категории....

Основные эстетические категории. Прекрасное и ужасное

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Прекрасное Ужасное
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

К основным эстетическим категориям следует отнести и категории прекрасного и ужасного. Они характеризуют явления с позиции соответствия/несоответствия устоявшимся в обществе или группе эстетическим идеалам, ценностям и нормам.

Прекрасное чаще относят к сфере свободы и возвышения человека, где показано максимальное для общества, группы или личности господство над миром материальным. Прекрасное — общечеловеческая ценность, ценность предмета, явления, вещи, произведения, поступка, которая не содержит в себе ничего отталкивающего и ужасающего. К прекрасному возникает желание прикоснуться или обладать им и почувствовать себя сопричастным, таким образом, тоже став прекрасным (это может осуществляться через искусство, труд или выдающуюся деятельность и т.д).

Вместе с такими категориями, как благо, добро, истина, – прекрасное представляется очень древним этническим, социально и исторически обусловленным понятием в культуре, этике, богословии и философии.

В классических концепциях эстетики термины «прекрасное» и «красота» очень часто рассматривали и определяли, как синонимы, при этом чаще «прекрасное» использовали как оценочную категорию и даже соотносили с выгодой и полезностью. Идея прекрасного находит свое проявление не только в общественной практике, но и может выступать смыслом жизни, ценностью для группы/личности. Субъективная оценка прекрасного часто зависит от приоритетов и идеалов личности.

Ужасное предстает в качестве антипода прекрасного и одной из основополагающих категорий эстетики. Издревле ужасное волновало и обращало на себя внимание философов и художников. Например, в период античного мира ужасным могло выступать нечто противоположное красоте, прекрасному.

Ужасное граничит с трагическим, но отличная от него категория: оно безысходно, безнадежно. Это распад, уничтожение, иногда трагедия, гибель, но при этом не отражающая ничего светлого, свободного, это неподвластное людям бедствие, давлеющее над нами. Например, в произведениях искусства ужасное может демонстрировать аспект, сторону или грань трагического.