Основные эстетические концепции античности
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Ранняя греч. эстетика была космологической, т.е. красота, гармония, пропорция, мера, в первую очередь были свойствами мироздания.
Эстетика пифагорейцев: число — первоначало бытия, основа космической меры. То же числовое начало пифагорейцы обнаружили и в музыке, а поэтому весь космос мыслился ими как музыкально-числовая гармония. Софисты провозгласили, что «человек есть мера всех вещей», в том числе и эстетического отношения. Источником красоты является не мир, а человек с его способностью воспринимать нечто как красивое.
Горгий: «прекрасно то, что приятно для взора и слуха».
Субъективистский (красота — дело субъективное), релятивистский (красота — вещь относительная), гедонистический (красота — это то, что нравится) подход к пониманию красоты.
Сократ: красота вещей относительна (прекрасная обезьяна несопоставима с прекрасным человеком, а тем более прекрасным богом), поэтому следует найти прекрасное само по себе, общее определение красоты. Общий принцип красоты — целесообразность. Поскольку мир устроен разумно и гармонично (мир — это космос), всякая вещь в нем предназначена для какой-то цели, что и делает ее прекрасной. Прекрасны те глаза, которые лучше видят. Платон полагал, что задача эстетики — постичь прекрасное как таковое. Оно не содержится в прекрасных вещах (прекрасной девушке, прекрасной лошади, прекр. вазе) — это идея, она абсолютна и существует в «царстве идей». Для Аристотеля прекрасное — идея вещи — ее форма, когда материя оформляется, получается прекрасный объект (так мрамор, восприняв идею художника, становится статуей).
Искусство — деятельность, через которую возникают те вещи, форма которых находится в душе. Согласно Аристотелю сущность искусства составляет мимéзис (подражание), искусство подражает действительности. Однако это не слепое копирование, а творческое выявление типического, общего, идеального при обязательном воплощении его в материале.