Основные темы и содержание этической теории Аристотеля

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

"Этика к Никомаху" Заслуги Аристотеля Мораль Учение о счастье Учение о добродетели Учение о дружбе
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В творчестве Аристотеля (384 - 322 до н. э.) античная этика достигает своего высшего развития. Заслуги Аристотеля в развитии этики чрезвычайно велики: он дал имя этой науке, ему принадлежит первый специальный этический труд "Этика к Никомаху", он впервые поставил проблему самостоятельности этики, построил глубокую, синтетическую теорию морали. Для этической теории Аристотеля характерны развитый логический анализ, единство метода рационального осмысления проблем и их эмпирического подтверждения, социальная ориентированность этической рефлексии (взаимосвязь этики и политики), установка на прикладное, практическое значение теории морали. Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан, поэтому она наряду с политикой является очень важной наукой.

Мораль — в понимании Аристотеля, это особая, практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой — научить как стать добродетельным (и счастливым).

Учение о счастье. Высшим благом Аристотель признает счастье.

Счастье — это особое состояние удовлетворенности, получаемое от совершенной (добродетельной) деятельности.

Отмечая единство морали и счастья, Аристотель подчеркивает, что достижение состояния высшего удовлетворения жизнью зависит от поступков, деятельности человека.

Среди многочисленных условий счастья главными являются:

  • нравственное и интеллектуальное совершенствование;

  • здоровье и наличие внешних благ;

  • активная гражданская позиция;

  • дружба.

Учение о добродетели. Аристотель отрицает врожденный характер добродетелей, что дает ему возможность поставить проблему нравственного воспитания. Добродетель связана с общественно значимым действием ("Добродетелями вообще мы называем похвальные приобретенные свойства души"), обладает нормативным характером (это не то, что дано от природы, а то, что должно быть воспитано). Аристотель выделяет добродетели дианоэтические, связанные с разумной частью души (мудрость,практичность) и этические (мужество, справедливость).

Учение о дружбе. Аристотель анализирует ее количественные и качественные параметры, предлагает классификацию ее различных видов (дружба ради наслаждения, ради пользы, ради добродетели).