От Талиона к «золотому правилу» нравственности. Происхождение морали

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Мораль Субъекты регуляции императивный характер Талион космологическая натурологическая эволюционная социально-договорная религиозная Основные теории возникновения морали Мораль и обычаи
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Мораль — система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении.

Субъекты регуляции — индивид (мораль определяет совесть), сообщество (общественное мнение), общество или государство (институциональность).

Моральная регуляция носит оценочно — императивный характер. Это означает, что существуют 2 крайние позиции (противопоставление по принципу бинарности: хорошо — плохо). Императивный характер: мораль предполагает образцы, которые регламентируют поведение человека.

Основные теории возникновения морали (по типологии этических учений):

  • космологическая — появление морали связывает со вселенским законом, более того сам мировой закон в своей основе этичен: русский космизм, живая этика Рериха, индуизм, буддизм, дзен-буддизм;

  • натурологическая — источник морали — природа человека;

  • эволюционная — источник — биосоциальный характер развития человека. Мораль — развитие инстинкта стадных животных (по Ч.Дарвину). Происхождение морали — естественный процесс;

  • социально-договорная концепция: мораль возникла в результате социальных отношений, является результатом договоренности, это есть право, норма. Она — инструмент согласования различных людей;

  • религиозная: источник морали есть Бог, абсолют, причем вся сфера происхождения морали выносится за пределы человеческих отношений.

Историческое происхождение морали: по данным психологии, этнологии, этнографии момент происхождения морали в эпоху матриархата. Сначала существовал талион. Талион — так называемый вид социальной регуляции, в котором объединены право и мораль (в эпоху синкретизма культуры), кровно-родственная община: регуляция табу, обычаи, традиции.

Мораль и обычаи:

  • обычай распределяется только на членов своей общины (других можно грабить и убивать, своих нет);

  • обычай всегда детально регламентирует поведение и требует воплощения конкретном действии.

Талион еще и обычай кровной мести. Он регулировал отношения между общинами. При переходе от первобытного стада к родовому объединению и необходимости экзогамии необходимо было ограничить вражду между своими и чужими. Философия «Талиона» = жизнь за жизнь = поступай по отношению к чужим так, как они поступают по отношению к сородичам. Талион закрепил такие принципы, как «воздающий справедливость», «око за око». Талион был сугубо коллективной формой (местная община).

Особенности талиона как регулятивного механизма:

  • образец действия задается внешним образом: действие носит ответный характер;

  • он регулировал отношения между кровными коллективами;

  • исходит из четких разграничений на своих — чужих.