... > Этика и эстетика > Перцептивная сторона общения

Перцептивная сторона общения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Перцептивная сторона общения Перцепция Идентификация Эмпатия Аттракция (привлечение) Рефлексия Успешное общение предполагает обратную связь Перцептивная функция общения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.

Перцепция — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.

Человек осознает себя через другого человека посредством определенных механизмов межличностной перцепции. К ним относятся:

  • познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);

  • познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

  • прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).

Идентификация — способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Эмпатия — эмоциональное сопереживание другому.

Аттракция (привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения , в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Успешное общение предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

  • формирования содержания межличностного восприятия;

  • содействия установлению взаимопонимания;

  • обеспечения влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общение представляется тремя сторонами.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

  • познание себя в процессе общения;

  • познание и понимание собеседника;

  • прогнозирование поведения партнера по общению.

 Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения". Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения. В психологии общения под восприятием подразумевается не просто формирование целостного образа воспринимаемого человека на основе его внешнего вида и динамики поведения, но и понимание партнера по общению. Притом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, мотивов, установок друг друга; и как принятие этих целей, позво-ляющее установить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о восприятии, а о межличностном восприятии.

Личностное восприятие — получение и обработка одним субъектом общения информации о другом — ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.