Предмет и задачи эстетики
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Эстетикой принято называть одно из философских направлений, науку о различных формах и проявлениях прекрасного в творчестве и жизнедеятельности людей, искусстве, как особой форме преобразования мира по канонам эстетического. Термин эстетика (в переводе с греческого – чувственный) изначально ввел в научный оборот нем. философ Александр Баумгартен (работа «Aesthetica», 1750–1758 г.), обозначив науку о чувственном познании, связанном с суждениями вкуса. Эстетические суждения первичнее логических: их предметом выступает прекрасное, а значит и философию искусства также следует отнести сюда же.
Схожих взглядов придерживались и затем доработали свои представления: Гегель, И. Кант и др. ученые, что в результате привело к иному взгляду и представлению о предметном поле эстетики.
Предметом эстетики представляется описание, создание и определенная систематизация идей, концепций, ценностных систем, идеалов, имеющих прочные взаимосвязи с эмоциональным, чувственным, идеализированным отношением людей к окружающей человека действительности, к обществу и природе, к искусству и произведениям искусства.
Предметной областью эстетической науки выступает чувственность человека, с помощью которой осуществляется образное познание мира по законам вкуса, красоты, гармонии и идеала. Наука эстетика всегда имеет направленность на человека, как на носителя творческого потенциала и как на объект эстетического анализа. Она стремится помочь человеку осмыслить значимость и ценность духовного мира, материи в его жизни и деятельности. Эстетику традиционно считают областью научного знания о гармонии человека с миром, с природой, о гармоничных взаимоотношениях с другими, о взаимодействиях, как позитивных (это и есть гармония, эстетический опыт), так и негативных.
В ходе истории предмет эстетики изменялся, дополнялся, развивался, и до сегодняшних дней корректируется и усложняется в процессе совершенствования знаний и развития науки и культуры. До ХХ в. предметом эстетики традиционно считали искусство как форму воплощения красоты, гармонии и прекрасного. Существенное и фундаментальное значение начинает приобретать категория «прекрасное», которая характеризует предмет или явления с позиции совершенства.
В процессе ХХ века предмет эстетики стал значительно шире и включил в себя эстетические свойства действительности. В этой связи эстетика получила импульс развития в сторону изучения чувственно-выразительных качеств и природных явлений, и предметов повседневной жизни и т.д. В этой связи предметом эстетики неклассической становится категория «эстетическое». Наряду с прекрасным рассматриваются новые ценности, категории «абсурдное, ужасное, безобразное, низменное» и др. Изменение взгляда на предмет эстетики связывают с появлением в науке и искусстве модернистских и постмодернистских тенденций, которые поставили под сомнение вопрос актуальности и значимости категории «прекрасного».
К задачам эстетики относятся:
анализ эволюции и изменений представлений о прекрасном, о красоте и др. на протяжении истории человеческой цивилизации;
концептуальное описание и утверждение общечеловеческих ценностей;
гуманизация всех сфер жизнедеятельности людей путем утверждения основных принципов, норм и правил;
описание основных критериев художественности;
воспитание хорошего, эстетического вкуса и художественного восприятия всех видов искусства;
описание и усвоение основных законов художественного творчества.