Предмет и задачи этики
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Термин «этика» образован от греч. этос, что в переводе означает «привычка, обыкновение, нрав».
В настоящем этика — это философская наука, которая изучает мораль, ее происхождение, развитие и функционирование.
Этика осмысливает мораль, дает ей ценностную интерпретацию, анализирует определенные связи нравственности с другими формами общественного сознания и областями деятельности (с религией, искусством, правом, политикой и т. д.).
Мораль представляет собой совокупность правил и норм поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни. Эти нормы отражают отношения людей друг к другу, обществу и к миру в целом. Следует отметить, что наряду с термином «мораль» большинство ученых и философов использует и другой термин — «нравственность».
Однако в истории этики данные понятия иногда разделялись. В частности, Гегель рассматривал мораль как систему взглядов, а нравственность как систему нравов и обычаев. Мораль охватывает все отношения людей. Для отдельного человека мораль есть не что иное, как общепринятое мнение о том, как следует вести себя в обществе. Именно по этой причине этику называют «философией практической жизни», которая изучает повседневное поведение людей, их ценности, идеалы, качества человеческого характера.
Этика анализирует мораль, теоретически ее обобщает, систематизирует и предпринимает попытку обосновать одни ценности и опровергнуть другие. Общеизвестно, что в вопросах морали существуют различные мнения, поскольку то, что является добром для одних, может оказаться злом для других. В этой связи в истории этики обозначилось две точки зрения в решении вопроса нравственных норм. Согласно первой, мораль — явление субъективного характера. Вторая точка зрения предполагает рассмотрение принципов и норм с точки зрения общезначимого для всех добра. Тем не менее каждый человек должен понимать, что жить нравственно — это не просто соблюдать нормы и правила. Необходимо осмысливать природу моральных норм и их объективную необходимость.
В этой связи перед этикой стоят следующие задачи:
описать качественные границы нравственности в единой человеческой деятельности, выделить собственно нравственный аспект;
обосновать происхождение, развитие, сущность морали, ее роль в обществе;
дать знания о нравственных нормах и принципах поведения.
Долгое время этика существовала в рамках философии и только в конце XV в. оформилась как самостоятельная область знания. Тем не менее она носит междисциплинарный характер. В первую очередь этика теснейшим образом связана с педагогикой и психологией. Эти науки помогают выявить мотивы поступков людей и выработать способы корректировки их поведения. Такие науки, как история и социология, позволяют объяснить происхождение, эволюцию и функционирование морали.