Прекрасное и безобразное
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Прекрасное — это эстетическая категория, которая характеризует явление с точки зрения совершенства.
При этом важно понимать, что действительность эстетически нейтральна. Источник красоты находится в душе человека. Кроме того, сущность прекрасного раскрыть довольно сложно, поскольку в жизни и в искусстве прекрасные явления часто не похожи друг на друга. В частности, Аристотель утверждал, что существует разница между прекрасным лицом и прекрасно нарисованным лицом. Безобразное в искусстве может обладать прекрасными художественными достоинствами. Прекрасное всегда исторически относительно и изменчиво.
Прекрасное обладает следующими особенностями:
Многоликость, или разнообразие, т.е. многие вещи и явления можно назвать красивыми.
Прекрасное напрямую связано с процессом познания, чем больше человек знает что-либо, тем больше он это любит.
Прекрасное представляет собой единство красоты и добра.
Прекрасное не исключает целесообразность, однако эта особенность не всегда ярко выражена, а иногда может вообще отсутствовать.
Существует несколько видов прекрасного.
Красота природы. Человеку свойственно давать эстетическую оценку действительности и ему кажется прекрасным в природе то, что соответствует его идеалам, а безобразным то, что им противоречит. Человек различает многообразие форм, цветов, звуков, запахов и т. д., его вдохновляют творческие силы, присутствующие в природе, рождение жизни и т. д.
Красота человека. Каждый человек — это уникальная личность, в которой заключается глубокое национальное, расовое, общечеловеческое содержание. Кроме того, представление о красоте человека определяется временем. В первобытном обществе в период матриархата реальные пропорции женского тела были демонстративно деформированы, что было связано с представлениями первобытного человека о предназначении женщины. В эпоху Античности идеал красоты предполагал пропорциональность человеческого тела. С переходом к феодализму красота человека оценивалась с точки зрения христианского мировоззрения. Здесь все телесное признавалось греховным, низменным и уродливым. Фактически каждая эпоха считала свои эстетические вкусы и представления единственно правильными. Соотнося реальный мир со своими идеалами, она находила красоту в том, что соответствовало этим идеалам.
Красота искусства. В классическом искусстве прекрасным является все. Безобразные явления красивы с образной точки зрения, т. е. безобразное всегда выступает как обратное утверждение прекрасного. Это основная черта, которая отличает классическое искусство от неклассического, реализм от модернизма. В модернизме и постмодернизме обычно отсутствует эстетический идеал. Это проявляется в демонстрации отвратительных явлений, что приобретает целенаправленный характер и превращается в эстетизацию безобразного. Настоящее искусство показывает красоту духа и тела, содержания и формы, утверждает общечеловеческие ценности.
Безобразное — это категория эстетики, которая выражает негативную эстетическую ценность. Безобразное есть лишенное образа, меры и порядка. Представления о безобразном исторически подвижны.
В Античности безобразное отождествлялось с понятиями небытия и зла, в средневековой эстетике безобразное — это проявление человеческой греховности, а эпоха Просвещения вообще отрицала возможность воплощения безобразного в искусстве.